Государственное учреждение образования
«Великогатская средняя школа»
Компьютерная игра по пропаганде эффективного и рационального использования энергоресурсов
«Спасение планеты»
на платформере Scratch
Ссылка на игру: https://scratch.mit.edu/projects/925511652
Автор: Чаховская Милана Денисовна
ГУО «Великогатская средняя школа», 5 класс
Руководитель: Чаховская Юлия Петровна
ГУО «Великогатская средняя школа»,
учитель начальных классов
д. Великая Гать, 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Компьютерная игра «Спасение планеты» на платформере Scratch
- Гайд по Scratch-программированию для детей: как научиться создавать игры с нуля ……………………………………………………………5
- Почему детям стоит изучать язык программирования Scratch?....6
- С чего начать программирование на Scratch?..................................7
- Правила игры «Спасение планеты» (инструкция по ее использованию)…………………………………………………………………..7
Заключение ………………………………………………………………………9
Список использованной литературы…………………………………………..10
Приложение 1…………………………………………………………………...11
Введение
Современная система образования и применяемые образовательные технологии трансформируются в соответствии с требованиями времени. Во всём мире актуальной становится возможность получения образования в удобное время и с индивидуальной скоростью. Однако организация индивидуального подхода – сложная и в ряде случаев энерго- и финансово затратная задача. Поэтому все большее распространение получают интерактивные образовательные технологии, одной из форм которых являются компьютерные игры.
Детям сейчас нужны кружки и хобби, соответствующие их времени. Цифровая грамотность, знание основ программирования — это навыки, которые необходимы детям в современном мире.
Школьники сидят в соцсетях и смотрят Ютуб, хотят снимать собственные видео и создавать свои игры — а почему бы и нет? Можно попробовать сделать игру с нуля с помощью несложной программы вроде Scratch. Такой платформер развивает логику, учит системно мыслить, помогает реализовать творческий потенциал.
Секции и кружки подстраиваются под то, что нужно детям именно сейчас. А именно сейчас гораздо полезнее изучать программирование и английский, чем было, к примеру, даже 10-20 лет назад. Это не значит, что ребятам не стоит учиться вышивать, играть в футбол и так далее. Такие хобби могут сосуществовать вместе и разносторонне развивать ребенка.
Игра решает множество задач. Она помогает развивать познавательную деятельность ребенка, эмоционально-волевую сферу, обогащает представление об окружающем мире, формирует коммуникативные навыки, культурное поведение, развивает мелкую моторику. Игры влияют на когнитивные функции, эмоциональную сферу, тренируют пространственное мышление, умение сосредоточиться и рассчитывать время. Некоторые дают обратную связь и информацию для анализа своих действий.
Таким образом, я выбрала для себя создание компьютерной игры по пропаганде эффективного и рационального использования энергоресурсов «Спасение планеты» на платформере Scratch.
Актуальность: цифровые профессии становятся все более популярными, программирование проникает во все сферы жизни (даже в медицине, в науке, в сфере услуг — везде нужен код). А значит в будущем многие дети будут развиваться в IT. Почему бы не начать знакомиться с этим миром уже сейчас?
Цель моей работы создание компьютерной игры, которая поможет закрепить знания, положительно влиять на память, способность решать трудные задачи, выстраивать алгоритмы, улучшить внимательность и другие когнитивные способности мозга по теме энергосбережения.
Задачи:
- изучить платформер программирования Scratch;
- рассмотреть возможности программирования игр на платформере Scratch;
- создать компьютерную игру на платформере Scratch;
- провести анализ полученных результатов.
Глава 1. Компьютерная игра «Спасение планеты» на платформере Scratch
1.1. Гайд по Scratch-программированию для детей: как научиться создавать игры с нуля
Визуальный язык Scratch был придуман специально для того, чтобы научить детей программированию. На одноименном платформере ученики младших и средних классов знакомятся с азами «кодинга», создают первые игры и анимации.
Что значит «кодинг»? Значение то же, что кодирование - написание программного кода, скриптов с целью реализации определённого алгоритма на определённом языке программирования. При этом юных разработчиков не пугают длинными столбцами кода: алгоритм формируется путем перемещения графических блоков.
Интересные факты о платформере Scratch:
- язык разработан медиалабораторией Массачусетского технологического института;
- в 2023 году Scratch исполняется 16 лет;
- в среднем официальный сайт посещают более 38 миллионов пользователей в месяц;
- на площадке уже размещено 113 миллионов проектов;
- платформер переведен на 74 языка (в том числе на русский) и используется в 200 странах мира.
Знакомство со Scratch станет базой для дальнейшего погружения в область IT и обучения другим языкам – например, Python или C++.
Существует детская школа программирования «Пиксель». В ней собран наиболее полный гайд о языке Scratch и утройстве интерфейса этой визуальной среды.
1.2. Почему детям стоит изучать язык программирования Scratch?
Кодить на Scratch ребенку 9 -12 лет несложно. Вместо текстового кода применяются яркие блоки с названиями команд. Интерфейс прост и понятен. Процесс разработки напоминает сборку деталей Лего.
Даже для дошкольников от 5-6 лет создана версия Scratch Junior, где все блоки обозначены картинками и символами. Это упрощенный вариант блочного программирования. Дети смогут начать проектировать игры на Scratch Junior еще до того, как научатся писать и читать.
Результат действий наблюдается в реальном времени: на экране видна сцена с персонажем, ребенок может в любой момент запустить программу и проверить, что получилось. Визуальность вовлекает детей в процесс «кодинга», располагает и мотивирует продолжать изучать программирование. Так ребята уже с раннего возраста начинают познавать мир IT.
Scratch-обучение для детей не только увлекательно, но и полезно:
- учит размышлять логически и аналитически. (Дети улавливают связи между действиями и итогом, учатся разбивать задачу на подзадачи);
- дает почувствовать, что ошибки – это нормально. (Запуская программу, дети видят неточности и ищут варианты решения проблемы, исправляют промахи и стараются в будущем не допускать их);
- воспитывает целеустремленность. (Ученик прокладывает маршрут выполнения цели и последовательно идет по намеченному плану);
- помогает раскрываться и выражать себя с креативной стороны. (Техническое творчество приучает замечать красоту, мыслить шире и выходить за рамки обыденного. Ребёнок высказывает идеи и делится ими с окружающими – это вдохновляет);
- пробуждает интерес к учебе. (Ребенок узнает мир, начинает интересоваться школьными предметами, которые раньше казались скучными: математика, английский, информатика).
Уже при обучении на платформере дети исследуют базовые IT-термины: функции, циклы, условные конструкции, переменные.
1.3. С чего начать программирование на Scratch?
- Зайдите на веб-страницу Scratch и нажмите «Начни создавать», запустив редактор проекта (также можно нажать на «Создавай» в верхнем меню).
- В выпадающем списке выберите русский язык, затем перейдите в раздел «Учебник»: он покажет потенциал воплощения проектов и поможет привыкнуть к редактору. Пошаговые инструкции помогут разобраться в программе. В разделе «Учебник» можно выбрать тип проекта и инструкцию, которой хотели бы следовать.
- Для включения в проект новых спрайтов нажимаем на кнопку добавления персонажей. Выбираем подходящего героя из встроенной библиотеки спрайтов. Внешний вид персонажа изменяется во вкладке «Костюмы». Также в проект можно загрузить собственных спрайтов: героев, предметы, фоны. Для программирования спрайта нажимаем на него и создаем алгоритм. Для этого отбираем необходимые блоки из меню слева и соединяем их между собой.
- В проект можно добавить звуковые эффекты – для этого переходим во вкладку «Звуки». Есть возможность импортировать музыкальные дорожки с компьютера или записать свои звуки во встроенном редакторе.
- В библиотеке спрайтов есть раздел «Музыка», где собраны музыкальные инструменты. Если добавить их в проект, они будут производить соответствующие звуки.
1.4. Правила игры «Спасение планеты» (инструкция по ее использованию)
Игра «Спасение планеты» реализована на платформере для разработки игр Scratch: https://scratch.mit.edu
Для входа в игру используется браузер, в котором необходимо открыть ссылку с игрой: https://scratch.mit.edu/projects/925511652
При создании игры использовались многие из возможностей платформера Scratch. Например, смена фонов, смена спрайтов, были задействованы возможности блоков движение, внешний вид, звук, события, управление, сенсоры, операторы, переменные. Также использовался и такой инструмент платформы, как создание других блоков, чтобы описать отдельные алгоритмы повторяющихся действий и в дальнейшем подставлять их в основной алгоритм без необходимости каждый раз вставлять все действия из дополнительного скрипта.
В викторине игры – 17 вопросов. При ответе выставляется одно из букв – А, Б, В. При ответе правильно на 14 и выше вопросов – результат игры положительный, иначе – отрицательный. Повторное прохождение возможно при любом исходе.
Начать игру следует нажатием на зеленый флажок, принудительный выход осуществляется нажатием красного кружка.
Структура игры выполнена следующим образом:
Вводная часть, в которой игрока посвящают в происходящее. Здесь же присутствует небольшой интерактив, для того, чтобы вовлечь игрока и продемонстрировать некоторые возможности платформы.
Далее следует основная часть в виде викторины. Игроку предлагается ответить на вопросы, посвященные пропаганде эффективного и рационального использования энергоресурсов.
Викторина разбавлена некоторыми интересными фактами.
Концовка игры предполагает два варианта развития сюжета в зависимости от правильных или неправильных ответов игрока. В конце которых у игрока есть возможность пройти викторину заново, чтобы изменить концовку по желанию.
У игры простое управление, которое объясняется подсказками во время игры.
В дальнейшем игру можно улучшать и развивать в зависимости от фантазии и усердия автора.
Заключение
В ходе работы мне удалось реализовать авторскую игру «Спасение планеты» на платформере программирования Scratch.
В результате проделанной работы цель создания компьютерной игры, которая поможет закрепить знания, положительно влиять на память, способность решать трудные задачи, выстраивать алгоритмы, улучшить внимательность и другие когнитивные способности мозга по теме энергосбережения выполнена.
Платформер для программирования Scratch оставил только положительные впечатления, так как за небольшой промежуток времени мне удалось создать свою первую игру.
Список литературы
- https://younglinux.info/scratch/introduction
- https://dzen.ru/list/games/instruktciia-kak-sdelat-igru-v-scratch
- https://timeweb.com/ru/community/articles/gayd-po-scratch-programmirovaniyu-dlya-detey-kak-nauchitsya-sozdavat-igry-i-multfilmy-s-nulya
- https://www.youtube.com/playlist?list=PLdzeMLV8u_l4ssPz6sa5VeN6xvJv6QAQk
- https://www.youtube.com/playlist?list=PLDwEmvukF8KzS7bXSwcS9JPw1vDtdcs31
- https://www.youtube.com/playlist?list=PLdzeMLV8u_l5ecsdrC7Tctby_2SBBLkJR
- https://www.youtube.com/playlist?list=PLdzeMLV8u_l4JqGzpGTMNpSOADstnumk1
Приложение 1.