Методическая рассылка № 9/2024 «Что нужно знать родителям первоклассника?»

Методическая рассылка № 9/2024

«Что нужно знать родителям первоклассника?»

 

«Обучение – это больше, чем приобретение способности мыслить;

это приобретение многочисленных навыков, чтобы думать

о разных вещах»» Л.В.Выгоцкий

Ваши дети – первоклассники. Теперь у них все по-новому: уроки, учителя, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Вам предстоит вместе радоваться и огорчаться, преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться - значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки.

Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни ребенка и его родителей. От чего зависит успех обучения?

Что может помочь более полноценному развитию школьника?

Какая роль принадлежит родителям, учителю в формировании учебной деятельности?

Эти и многие другие вопросы волнуют родителей первоклассников.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка.

Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников.

Адаптация - процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. Трудность или легкость адаптации зависит от особенности нервной системы ребенка; темперамента; черт характера; адаптационных способностей; адекватного опыта.

С приходом в школу меняется вся жизнь ребенка, он сталкивается с совершенно новыми условиями, с новыми требованиями. Представьте,      что      в      одной      обстановке 30 ученикам даются одинаковые задания, результат которых потом и оценивается. Это для ребенка стресс. Одно из кардинальных отличий школы от детского сада – система оценивания ребенка.    Дети     привыкли,    что    их    хвалят в детском саду уже за то, что они «старались». В школе оценивается не процесс, а результат.

Многие первоклассники с трудом привыкают к этому. Некоторые приходят в школу с неадекватно завышенной самооценкой и требуют завышения отметки. На этой почве может проявиться конфликтное поведение, вплоть до демонстрации неврологических реакций.

Ваше отношение к правилам во многом определяет, как ребенок относится к ним, и потому – как он станет регулировать свое поведение в классе, насколько тщательно будет выполнять задания, а отсюда – насколько вырастет его авторитет среди одноклассников. Ведь первоклашки (особенно первоклашки, ведь психологически они еще дошкольники!) оценивают друг друга через оценку педагогом того, что он делает.

Новые нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка – тем более детям тяжело усваивать. К этим нормам нужно адаптироваться.

 

Вот некоторые полезные советы для более мягкой адаптации ребенка к школе:

 

1.     Положительный настрой. Помогите ребенку настроиться на позитивный опыт. Поговорите с ним о том, что школа — это место, где он узнает много интересного, встретит новых друзей и разовьет свои навыки. Будьте терпеливыми и поддерживающими. Постарайтесь понять эмоции ребенка и помочь ему справиться с любыми страхами или тревогами, связанными с школой.

2.     Поддержка дома. Вы можете помочь ребенку выполнять домашнее задание в младших классах, но сидеть с ним постоянно не следует. Иначе он не сможет дальше работать самостоятельно. Будьте рядом, чтобы он мог попросить помощи, но не делайте что-то за него.

3.     Помощь в социализации. Помогите ребенку находить общий язык с другими детьми. Спросите его о его новых друзьях, поощряйте совместные игры и встречи после школы.

4.     Общение с учителями. Установите контакт с учителями, чтобы быть в курсе успехов и проблем ребенка в школе.

5.     Включение в школьные мероприятия. Поощряйте ребенка участвовать во внеклассных мероприятиях, которые соответствуют его интересам, чтобы расширить круг общения.

6.     Составьте "карту дней недели " и повесьте ее на видное место, например, на холодильник. Заполняйте с ребенком планы на будущую неделю, отмечайте успехи на прошлой неделе.

7.     Не поощряйте успехи в адаптации в школе ребенка едой (посещение пиццерии, сладкие продукты, конфеты), покупками игрушек. Поощряйте ребенка психологически: добрые слова, поддержка, одобрение и т.п.

В среднем адаптация к школе занимает от двух до шести месяцев, поэтому первоклассникам в школе постепенно увеличивают число уроков и рекомендуют первое время ребенка ничем дополнительным не нагружать.

Ближе к окончанию периода адаптации (4-6 месяцев) вам будет понятно насколько ребенок справляется с основной нагрузкой в школе, как он себя чувствует, успевает ли отдыхать, играть, общаться с ровесниками. Если да, то тогда уже совместно с ним вы можете обсуждать дополнительные кружки и интересы.

 

Первый год в школе — важный этап в жизни ребенка и его родителей. Ранний подъем, общение с одноклассниками и выполнение домашних заданий могут вызвать у ребенка стресс.

Чтобы   обсудить    правила    поведения в коллективе можно, использовать для примера ценности вашей семьи.

«Например: мы друг друга уважаем, не переходим на личности в спорах. Говорим о чувствах и поступках, а не о человеке. Бережно относимся к своим границам и к границам другого. Если что- то не нравится, говорим четкое «нет».

Научите ребенка самостоятельности.

Ребенок навсегда останется ребенком для своих родителей, однако обретение самостоятельности — важный шаг в его развитии.

Вот несколько советов, как научить малыша справляться самому:

1. Личный пример — ваш верный помощник. Если ребенок говорит: «Я не могу, помоги мне». Не решайте проблему сиюминутно. Подбодрите словами: «Давай сделаем вместе, я тебя сейчас научу».

2. Установите границы и озвучьте их следующим образом: «Есть вещи, которые ты можешь делать сам (-а), я не буду их делать за тебя».

3. Верьте в своего ребенка, напоминайте, что с помощью маленьких шагов у него все получится.

Если ребенок не хочет идти в школу, значит, он к ней не готов.

Ваша задача – создать в семье благоприятный эмоциональный фон, связанный с предстоящим обучением в школе, уделить внимание развитию познавательных способностей ребенка, приобретению им навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.

Заранее перестройте режим дня так, чтобы начало учебного года не было сопряжено с трудностями утренних подъемов.

Поиграйте с ребенком в школу. Приучайте его к тому, что его будут называть по фамилии, и что ничего обидного в этом нет, напротив, этим стоит гордиться.

Следите за своими эмоциями. Не запугивайте ребенка школой, внушайте ему, что у него все получится. Не обсуждайте при ребенке те трудности, с которыми он может столкнуться.

По возможности как можно раньше познакомьте ребенка с будущей учительницей, покажите ему школу, класс.

Заранее продумайте, как сделать первый школьный день радостным для ребенка. Собирайте его в школу с праздничным настроением, весело. После школы организуйте семейный праздник.

Первые два месяца учебного года целиком посвятите тому, чтобы помочь ребенку сориентироваться в новой обстановке: наладить режим дня, распределить время между различными видами занятий. Не забывайте, что шестилетнему ребенку необходимы игры и прогулки.

Малышу будет легче привыкнуть к школе, если его заранее ориентировать на то, что учеба – это труд, который требует усилий и старания. Важно, чтобы ребенок понял, что любой труд предполагает трудности, которые нужно постараться преодолеть, именно этим он и интересен.

Обязательно интересуйтесь школьными новостями. Так как в 1 классе отметок не выставляют, спрашивайте, что нового узнал ребенок, что на уроке показалось самым интересным, в какие игры играли, чему он научился, что больше всего запомнилось.

Если у малыша что-то не получается, он прежде всего должен чувствовать поддержку и видеть вашу уверенность в том, что это временные трудности, с которыми он обязательно справится. Ребенок имеет право что-то не знать и не уметь, ведь в школу он пошел, чтобы учиться, а не демонстрировать уже имеющиеся достижения. Не ругайте ребенка за неудачи, но обязательно хвалите за самый маленький успех!

Не забываем про основное:

· Подъем и зарядка. Нужно постепенно приучать ребенка к раннему утреннему подъему. Такое плавное вхождение в новый ритм жизни поможет втянуться в учебный процесс.

· Завтрак и сборы. Собираться нужно с вечера. Только не берите обязанность на себя — это забота школьника. Можно напомнить и помочь, но   подготовиться  он   должен  сам.   Чувство   ответственности   укрепляет самооценку.

· Еда с собой. Давайте ребенку с собой фрукты и бутылочку с водой. Обезвоживание влияет на интенсивность мыслительного процесса.

· Сон. Детям нужно спать не менее 10–10,5 часа в сутки. Хроническое недосыпание приводит к снижению работоспособности.

· Проветривайте комнату, не позволяйте активные игры (в т.ч. компьютерные) перед сном, ограничивайте просмотр телевизора.

 

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Психологическая         готовность к         обучению в школе - это комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

«Готовность к школе» это определенный набор знаний и умений, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора прежде всего является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность.

Мотивационная готовность – наличие у ребенка желания учиться. Возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только поняты, но и прочувствованы ими. Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности, включает так же формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и одноклассниками.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным    восприятием,     элементами     теоретического     отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

 Ребенок, идущий в школу, должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. При этом важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.

Необходимые предпосылки учебной деятельности будущего первоклассника

· умение детей сознательно подчинять свои действия правилам

· умение ориентироваться на заданную систему требований

· умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме

· умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу

Эти параметры развития произвольности являются частью психологической готовности к школе, на них опирается обучение в первом классе.

Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе, выделяют уровень развития речи

 Речевая готовность детей к обучению прежде всего проявляется в их умении пользоваться для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма. Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка.

 

Основные задачи при подготовке детей к школьному обучению

· развитие умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого (волевая готовность)

· воспитание интереса и желания учиться в школе (мотивационная готовность)

· развитие речи

· развитие внимания

· развитие памяти

· развитие наглядно-образного мышления

· развитие мелкой моторики (зрительно-моторная координация)

Умственная готовность ребенка к школе

Дошкольник обычно с удовольствием изучает буквы, стремится научиться читать и писать, проявляет высокую любознательность, изводя взрослых своими «почему?» и «хочу в школу». Но не только умение писать, читать и считать определяют готовность к школе. Конечно, хорошо, если до школы ребенок умеет читать и писать. Но это всего лишь такой же навык (хотя и очень важный для развития ребенка), как катание на велосипеде или игра на музыкальных инструментах. Само чтение и умение считать не являются физиологическими механизмами памяти, мышления, воображения и речи. Они развивают ребенка только в том случае, когда, опираясь на этот навык,   родители   продолжают   совершенствовать   психические   процессы ребенка. Часто наблюдается такая картина. Родители все свои силы отдают тому, чтобы научить ребенка читать и считать, и, как только он освоит задачу, заканчивают процесс обучения. Но на самом деле работа только начинается. Ведь чтение и счет не должны становиться самоцелью. Нужно учитывать всю многогранность процесса развития ребенка, совершенствовать речь, внимание, мышление, память. Важнее само желание узнать новое, а оно не возникнет, если ребенку трудно воспринимать и запоминать новый материал. Следовательно, для того, чтобы появилось это желание необходимо развивать психические процессы.

Память способность воспроизводить, запоминать, что очень важно для обучения в школе. Многие родители переживают, что у     их      ребенка      «дырявая»      память (не запоминает стихи, не может вспомнить свой адрес), боятся сложностей в учебе. Действительно, в школе необходимо запоминать много информации, а без запоминания          и           воспроизведения предыдущего материала невозможно усвоение нового. Для школы важно, чтобы ребенок мог управлять своей памятью, ставить перед собой осознанную цель — запомнить, приложив силу и волю. А для этого ему нужно помочь освоить приемы запоминания: повторение, выделение смыслов, разделение на части, схемы. Чем больше родители будут тренировать память детей, тем легче им будет учиться, усваивать новое. Например, рассказав сказку, можно попросить ребенка нарисовать картинки, а затем по ним пересказать сюжет.

Слух —          почти   всю    информацию об окружающих предметах и явлениях дошкольник узнает на слух. В школе 70% учебного времени отводится на то, чтобы слушать учителя, ответы одноклассников. Поэтому важно развивать активное слушание, способность удерживать внимание на важной информации, не отвлекаясь на посторонние звуки. Активное слушание развивается при чтении вслух сказок, историй. Расскажите ребенку сказку и попросите пересказать ее любимой игрушке. Эти игры развивают слуховое внимание. Если, занимаясь с ребенком или что-то объясняя ему, вы замечаете, что он зевает, вертится, отвлекается, то следует изменить громкость голоса, темп речи.

Внимание способность к сосредоточению при выполнении определенных действий, выделение объектов среди других (знаки, рисунки, лица) необходимы   для   умения   увидеть   и   удерживать   образы,   возникающие в процессе обучения. Пример: по дороге из школы спросите у ребенка, во что были одеты его друзья, поинтересуйтесь, какого цвета был бант у подружки, куда она положила книгу, которую читала. Эти задания научат ребенка быть наблюдательным и внимательным.

Пространственная     ориентация —          способность различать местоположение предметов, учитывать их перемещение   необходимо   для   общей   ориентировки в пространстве и на бумаге. Чтобы это не вызвало затруднений у первоклассника, нужно заранее подготовить   его   и    научить   четко   ориентироваться в пространстве. Для этого полезно поиграть с ним в игры. Например: спрятав что-то, направляйте его поиск командами: далеко, близко, слева, справа. Идя по улице, порассуждайте, что где находится. Эти занятия помогут ребенку уверенно ориентироваться не только в окружении, но и на бумаге.

Мышление умение сравнивать предметы и явления, выделять важные признаки, связно отвечать на вопросы, рассуждать, продолжить незаконченное предложение.

Мелкая моторика «чем умнее рука, тем умнее ваш малыш». Развитие тонких движений пальцев руки, напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит, чем точнее и тоньше движение руки, тем лучше развивается мозг. Хорошо развитая мелкая моторика поможет ребенку в выработке красивого почерка.

! Желательно заниматься с детьми специальными упражнениями каждый день 15—30 мин.

Главное в занятиях не количество часов, а их регулярность.

 

Для родителей первоклассников

! повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, нужно сделать перерыв, вернуться к нему позднее или предложить ребенку более легкий вариант;

! мини

! не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса;

! будьте терпеливыми, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности;

! в занятиях с ребенком нужна мера, не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен;

! дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия, поэтому при проведении занятий выбирайте игровую форму;

! развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма;

! научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы;

! избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

 

Крайне важно!

 

Одним из важнейших условий успешного обучения ребенка в школе является хорошая дошкольная подготовка, которая предполагает достаточный уровень   речевого   и    интеллектуального    развития. К первому классу необходимо сформировать у детей умения:

· правильно произносить все звуки родного языка;

· познакомить с буквами русского алфавита;

· развить  навыки   выкладывания  букв   из   палочек, кубиков, мозаики, «печатания», лепки их из пластилина;

· делить на слоги одно-, двух-, трех- и четырехсложные слова;

· выделять заданный звук из ряда звуков, слогов, слов;

· выделять гласные и согласные звуки;

· определять на слух твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

· определять место звука в слове, количество и последовательность звуков;

· проводить звуковой анализ слов, состоящих из 3 – 5 звуков;

· анализировать простые предложение и составлять их графическую схему;

· согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже;

· развивать навыки словоизменения и словообразования;

· полно и кратко пересказывать небольшие тексты, составлять описательные рассказы, рассказы по картине и по серии картин, рассказы из личного опыта.

 

Советы родителям первоклассников:

   Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте их по возможности реже. В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребенку поверить в себя, в свои силы и возможности.

   Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребенок.

Очень полезно ребенка просто послушать.

   Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.

   Учитывайте    темперамент    своего     ребенка     в период    адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.

   Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребенку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.

   Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребенка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

   Успехи   ребенка сравнивать с   его предыдущими   неудачами,   а не с отметками в тетради. Одолевать трудности нужно, начиная с какой-то одной, а не бороться со всеми одновременно.

   Если у вас возникают недопонимания с педагогами в школе, ребенок не должен слышать что-либо негативное про них. Ребенок может не понять суть проблемы, но может испугаться тона родителей, негатива о школе, педагоге и т.д.

 

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Упражнение на развитие произвольного внимания

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники» Если ребенок переспрашивает, ответить — пусть  делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

Упражнение на развитие наблюдательности

Предложите ребенку игру: «Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность». Ребенок называет предметы — часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания. Игра на развитие памяти

В эту игру можно играть с ребенком, например, во время длительных поездок.

Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий   игрок   повторяет   сказанное   и   добавляет   что-нибудь   еще: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.

Игра для тренировки мышления и сообразительности «Как это можно использовать?»

Предложите ребенку игру — найти как можно больше вариантов использования какого-либо предмета. Например, Вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как его можно использовать — писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.

Тест «Нелепицы» — для оценки образно — логического мышления

 

Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц. Упражнения, облегчающие написание букв

· Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, затем на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.

· Ладошки лежат на парте. Дети поочередно поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.

· На столе лежат 10 – 15 карандашей или счетных палочек. Одной рукой надо собирать их в кулак, беря по одной штуке, затем также по одной положить на стол (выполнять, не помогая второй рукой).

· Это упражнение напоминает перекатывание мячика в руках. Дети, представьте, себе, что у них в ладошках мячик, делают движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.

Умение действовать по правилам

Упражнение «да» и «нет»

Мы с тобой будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, какие слова нельзя произносить? («да» и «нет»). Теперь будь внимателен, я буду задавать вопросы, а ты будешь отвечать на них, но без слов «да» и «нет».

Пробные вопросы (не оцениваются):

Ты любишь мороженое? (Я люблю мороженое) Заяц бегает медленно? (Заяц бегает быстро) Игры на развитие внимания

«Шапка-невидимка»

В течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, и затем перечислить их.

Словесный ряд

Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.

В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение.

«Морские волны»

По сигналу педагога «Штиль» все дети «замирают». По сигналу «Волны» дети по очереди встают. Как только очередь доходит до последних детей, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми, садятся и т.д. По сигналу учителя «Шторм» характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой «Штиль».

Игра «Хлопни»

Я буду произносить слова, если услышишь название цветка, хлопни в ладоши. Морковь, мак, синица, самолет, ромашка, карандаш, тетрадь, расческа, астра, трава, роза, береза, куст, лист, ветка, гладиолус, муравей, пион, шпион, пират, дерево, незабудка, чашка, пенал, василек.

«Третий лишний»

В эту игру можно играть после того, как ребенок усвоил классификацию предметов по группам и подгруппам: животные (дикие/домашние, морские/птицы и т.д.), транспортные средства (наземные, воздушные, морские), мебель, кухонные принадлежности, игрушки, одежда и т.д. Первый (начальный) вариант. Взрослый показывает ребенку карточки, на каждой из которых изображены три предмета: два относятся к одной группе, а третий – лишний. Например: дерево-цветок-дом. Ребенок должен определить и объяснить, что дом – лишний предмет, т.к. не является растением.

«Ухо-нос»

По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» – за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.

«Карлики и великаны»

Аналогичная предыдущей игра: по команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Воспитатель выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе.

Повторяй за мной

Под любую считалку вы ритмично выполняете простые движения, например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Дети повторяют движения за вами. Неожиданно для них вы меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение, выбывает из игры.

Игры на развитие памяти

Задание 1: Прослушай внимательно 10 слов и постарайся их запомнить.

Шар, кот, лес, окно, гриб, часы, ветер, стол, очки, книга.

Попросите ребенка повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке

Задание 2: Читайте ребенку фразы по одной и просите повторить каждую.

1. В лесу растут грибы.

2. Утром шел сильный дождь.

3. Мама читает детям интересную книгу.

4. Вова и Саша несли красные и синие шары.

Задание 3: Послушай внимательно пары слов и постарайся их запомнить.

Зачитайте ребенку все 10 пар слов. Затем называйте ребенку только первое слово из пары, а он пусть вспоминает второе слово.

Осень – дождь Ваза – цветы

Задание 4: Упражнение на развитие объема кратковременной слуховой памяти «Каскад слов».

Попросите ребенка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребенок повторяет обязательно в этой же последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами – 1 секунда). Когда ребенок не сможет повторить определенный словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов).

Если во второй попытке ребенок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

Огонь.

Дом, молоко. Конь гриб, игла.

Петух, солнце, асфальт, тетрадь. Крыша, пень, вода, свеча, школа.

Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб.

Игры на развитие мышления

Игра «Подбери слово»

Цель: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

Пример: стрелка – часы, колесо - ? Стрелка – это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо – часть машины. Вместо машины можно назвать и другие слова: тачка, велосипед, коляска. У всех этих предметов есть колесо.

Стрелка – часы, колесо –

Колесо – круг, ковер – Белка – дупло, медведь – Кофта – шерсть, шуба – Игра «Белый-черный»

Подбери к каждому слову противоположное:

Веселый - … Широкий - … Высокий - … Добрый - …

Игра «Как ты думаешь, чем отличаются друг от друга»?

Лужа и ручеек Дерево и бревно Доска и стекло Девочка и кукла Игра «Узнай по описанию»

Желтые, красные, осенние (листья)

Бурый, косолапый, неуклюжий … (медведь) Зеленый, продолговатый, сочный … (огурец) Белое, пушистое, легкое … (облако)

Игра «Какое слово в каждом ряду лишнее»? Объясни почему.

Щука, карась, окунь, рак.

Ромашка, ландыш, сирень, колокольчик. Стол, стул, телевизор, шкаф.

Молоко, сливки, сыр, мясо, сметана.

Игра «Назови одним словом» Бабочка, комар, стрекоза – насекомые Береза, дуб, сосна - …

Стол, шкаф, диван - … Ботинки, сапоги, кроссовки - …

Игра «Продолжи ряд»

Цель: продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобщению. Подобрать не менее 3-х слов. В каждом случае назвать обобщающее понятие. Стол, стул, диван…

Творог, сыр, масло… Врач, повар, летчик…

Игра «Лишнее»

Цель: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учетом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.

Цвет: цыпленок, лимон, василек. Огурец, морковь, трава.

Халат врача, помидор, снег. Форма: телевизор, книга, колесо. Косынка, арбуз, палатка.

Величина: бегемот, муравей, слон. Дом, карандаш, ложка.

Материал: банка, кастрюля, стакан. Альбом, тетрадь, ручка.

Вкус: конфета, картошка, варенье.

Торт, селедка, мороженое. Вес: вата, гиря, штанга.

Игра «Бывает-не бывает»

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.

Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

Игра «Отвечай быстро»

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.

Игра «Что на свете колючее?»

Попробуйте вспомнить вместе с ребенком, что на свете есть колючего? Иглы у ели и ежика, швейные иголки и булавки, шипы роз и шиповника, папин подбородок....

Назовите несколько колючих объектов, возможно малыш добавит к ним другие. Например, назовите сами елку, ежика, иглы и булавки. А когда гуляете в парке или в лесу найдите колючие растения, покажите ребенку шипы. Для чего они нужны растению? Наверняка, ребенок вспомнит вашу игру и сам добавит находку к категории «колючих вещей».

Можно поиграть и с другими свойствами. «Что на свете холодное?», «Что на свете круглое?», «Что на свете липкое?». Только слишком много сразу свойств не спрашивайте. Лучше что-то одно. Главное, чтобы ребенок запомнил принцип и включал в группу, допустим, «колючих вещей» все новые и новые объекты

Игра «Ответь на вопросы»:

1. Чего в огороде больше – картофеля или овощей? 2.Кого в лесу больше – зайцев или зверей?

3. Чего в шкафу больше – одежды или платьев?

Прочтите ребенку рассказы и попросите ответить на вопрос после каждого рассказа

1. Саша и Петя были одеты в куртки разного цвета: синюю и зеленую. Саша был одет не в синюю куртку. В куртку какого цвета был одет Петя? (синюю)

2. Оля и Лена рисовали красками и карандашами. Оля рисовала не красками. Чем рисовала Лена? (красками)

3. Алеша и Миша читали стихи и сказки. Алеша читал не сказки. Что читал Миша? (сказки)

4. Растут три дерева: береза, дуб и сосна. Береза ниже дуба, а дуб ниже сосны. Какое дерево самое высокое? Какое самое низкое?

5. Сережа, Женя и Антон соревновались, кто быстрее бегает. Сережа прибежал быстрее Жени, а Женя – быстрее Антона. Кто прибежал первым, а кто – последним?

6. Жили-были три щенка: Кузя, Тузик и Шарик. Кузя пушистее Тузика, а Тузик пушистее Шарика. Какой из щенков самый пушистый? Какой самый гладкий?

Игра «Найди лишнее слово»

Читайте ребенку группу слов. 3 слова в каждой являются близкими по значению и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите ребенку найти лишнее слово.

1.Старый, дряхлый, маленький, ветхий. 2.Храбрый, злой, отважный, смелый.

3.Яблоко, слива, огурец, груша. 4.Молоко, творог, сметана, хлеб. 5.Час, минута, лето, секунда.

Упражнение на развитие гибкости ума

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое- либо понятие.

1. Назови слова, обозначающие деревья.

2. Назови слова, относящиеся к спорту.

3. Назови слова, обозначающие зверей.

4. Назови слова, обозначающие домашних животных.

5. Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

6. Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.

7. Назови слова, обозначающие водный транспорт.

8. Назови слова, относящиеся к искусству.

9. Назови слова, обозначающие овощи.

10. Назови слова, обозначающие фрукты.

Игра «Ответь на вопросы».

Прочтите ребенку вопросы. Он должен правильно подобрать слова к каждому из предложенных:

Что бывает: кислым, быстрым, красным, мягким?

Кто умеет: прыгать, плавать, рычать, петь?

Что делает: рыба, самолет, лягушка, машина?

Список литературы и других источников:

  1. «Адаптация родителей к школе», Анна Мирошина, 2018
  2. «Как выжить в начальной школе», Елена Первушина, 2020
  3. «Ваш первоклассник. Все, что нужно знать родителям о подготовке и адаптации к школе», Евгения Лепешова, 2024
  4. «„Гвозди“ для школы. Топ-10 навыков будущего первоклассника», Светлана Дмитриева, 2019
  5. «100% отличник. Метод, который поможет ребенку быстро запоминать и легко учиться», Екатерина Додонова, 2019
  6. «Родители-путеводители. Как    проложить    маршрут    счастливого детства!», Ким Пейн, 2019
  7. «Школа онлайн. Как ребенку учиться дома с удовольствием», Лейла Сазонтова, 2020
  8. "О детях по-взрослому": Мой ребенок идет в школу, возраст 6-9 лет. Людмила Петрановская https://www.youtube.com/watch?v=BsMV0KMxFnM
поделиться в: