Адаптации - время
Каждый ребенок - не только первоклассник, но даже и старший школьник - после летних каникул проходит период адаптации, ее длительность различна: учащиеся старших классов привыкают к школе 2-3 недели; среднего школьного возраста, например, шестиклассники - 1 месяц. Первоклассникам на адаптацию в новой обстановке требуется до 1,5 месяца.
Признаки беспокойства накануне учебного года проявляют все дети. Могут быть капризы, которые иногда перерастают в нервный срыв и депрессию - из-за того, что многие неспособны быстро переключиться на активную учебную деятельность, ранние подъемы в школу, строгость учителя. Это может привести ребенка к ощущению собственной ненужности или к плохой учебе.
Приблизительно 20% детей, поступающих в школу, имеют нарушения психического здоровья пограничного характера, а к концу первого класса их становится уже 60-70%. На таком быстром ухудшении здоровья сказывается школьный стресс. Его развитию способствует неоправданная сложность учебных программ, дополнительные внешкольные нагрузки на детей.
Он отказывается есть
Учебная нагрузка у первоклассников слишком велика. С 6-7 лет, когда малыш пошел в школу, его день становится похожим на напряженный график взрослого человека. В результате ребенок устает, у него пропадает аппетит.
Многие родители волнуются: ребенок отказывается есть в школе. Говорит, дескать, невкусно и просто не хочется. Что делать? Поговорите об этом с сыном или дочкой, но не сразу. Дайте и себе, и ребенку время понять, что происходит на самом деле. С "забастовщиком" нужно договориться: "Школа - это, конечно, сложно... Но там друзья, которые с удовольствием кушают школьные завтраки и обеды. Есть еда, что тебе нравится. Давай еще какое-то время (уточните, какое) походим в столовую, посмотрим, попытаемся что-то покушать или просто посидеть с одноклассниками за столом..." Ваша задача - отодвинуть как можно дальше перспективу ухода из столовой.
Если проблема останется, возможно, вы действительно должны не заставлять ребенка есть в школе, а кормить его дома. И никакой драмы тут нет. Важно только все вопросы утрясти с учителем.
Как смягчить школьный стресс
Подъем и зарядка. Нужно постепенно приучать ребенка к раннему утреннему подъему. Как и к утренней зарядке, которую лучше делать с ребенком вместе - польза вам и ему. Такое плавное вхождение в новый ритм жизни поможет ребенку втянуться в учебный процесс, а физические нагрузки укрепят нервную систему.
Завтрак и сборы. Собираться нужно с вечера. Только не берите обязанность на себя - это забота ребенка. Можно напомнить и помочь, но подготовиться он должен сам. Чувство ответственности укрепляет самооценку. Утром обязателен завтрак - сытный и сбалансированный.
Еда с собой. Давайте ребенку с собой фрукты и бутылочку с негазированной минеральной водой, если в классе не предусмотрено питье. Обезвоживание влияет на интенсивность мыслительного процесса.
Возвращение из школы. Если ребенок не питается в школе, обед должен обязательно включать суп. Насильно заставлять есть второе блюдо не стоит. Отложите на полдник. Если ночного сна недостаточно, ребенок может поспать и днем, только недолго. После обеда можно также погулять - нужен свежий воздух и физическая активность. А вот сразу же садиться за уроки не стоит - организм нуждается в отдыхе. Оптимальное время для выполнения домашнего задания - с 16.00 до 17.00.
Помощь старших. Вы можете помочь ребенку выполнять домашнее задание в младших классах, но сидеть с ним постоянно не следует. Иначе он не сможет впоследствии работать самостоятельно. Будьте рядом, чтобы он мог попросить помощи, но не делайте что-то за него. Следите, чтобы ваше общение не сводилось только к проверке уроков. Учеба важна, но близкие отношения с ребенком ценнее.
Сон. Детям 7-10 лет нужно спать не менее 10-10,5 часа в сутки, подросткам - не менее 8–9 часов. Хроническое недосыпание приводит к неврозу и снижению работоспособности. Проветривайте комнату, не позволяйте слишком активные игры (в т. ч. компьютерные) перед сном, ограничивайте просмотр телевизора. Лучший способ подготовки ко сну - ритуал (прогулка, спокойный разговор, чтение, рукоделие, а также обязательные гигиенические процедуры).
Факторы, способствующие адаптации учащихся:
- Единство педагогических требований к оценке учебного труда результатов личностного роста.
- Скоординированная деятельность педколлектива:
по формированию знаний и надпредметных умений.
по включению форм организации обучения (парная, групповая, индивидуальная работа) и организационных форм обучения (семинар, лекция, зачет, учебная дискуссия).
по интеграции учебного материала различных предметов вокруг проблем, имеющих социально-экономический аспект.
по организации совместных воспитательных усилий классных руководителей.
- Благоприятный психологический климат (атмосфера) в классном коллективе.
- Система дифференцированной и индивидуальной работы учителей-предметников, классных руководителей, психолога родителей компенсации субъективных и объективных факторов, препятствующих адаптации.
Признаки успешной адаптации:
Ребенку в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. Старается прийти в школу пораньше, чтобы пообщаться с друзьями. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе – учение.
Ребенок не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
У него появились друзья-одноклассники.
Ему нравится его классный руководитель и большинство учителей предметников.
Советы учителю и родителю на адаптационный период.
Не сравнивайте достижения нового ученика с эталоном принятом в классе, а только с требованиями программы
Отмечайте самые маленькие достижения в период адаптации к новой школе
Поддерживайте инициативы ребенка, его попытки преодолеть трудности
Внимательно выслушайте ребенка, давайте возможность высказаться
Большое внимание в период адаптации следует уделять режиму дня. Особенно, ослабленным детям и детям с хроническими заболеваниями
Если в классе новичок, узнайте о его здоровье
Беседуя с новым учеников в период, адаптации не зацикливайтесь только на успеваемости, интересуйтесь его отношениями с одноклассниками, с учителями предметниками и его отношением к новой школе, к переезду.
Самую большую помощь в адаптационный период учителю может оказать родитель.