6 ноября с педагогами нашей школы был проведен консультативно-просветительский семинар для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности специалиста»
Цели:
- Познакомить педагогов с понятием "эмоциональное выгорание", его характеристикой, причинами возникновения (симптомы, проявления, этапы формирования);
- Выявить у себя наличие или отсутствие этого синдрома;
- Дать рекомендации по применению способов эмоциональной саморегуляции.
Всякая профессиональная деятельность, связанная с большой эмоциональной вовлечённостью, ответственностью, может стать причиной возникновения синдрома, признаками которого является снижение настроения, нежелание идти на работу, неудовлетворённость собой и увеличение проблем в общении. Поэтому профилактика профессионального выгорания становится сегодня одной из важных задач каждого специалиста и администрации учреждения в целом. В рамках сегодняшнего выступления я предлагаю вам познакомиться с важной теоретической информацией о синдроме и практическими методами его профилактики. Что же такое синдром профессионального выгорания? Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека. Этот термин стал применяться в нашей стране сравнительно недавно и описывает состояние деморализации, разочарования и крайней усталости, энергетического истощения, чувства перегруженности проблемами других людей. Это профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, - всех, чья деятельность невозможна без общения. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведёт к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Стадии профессионального выгорания Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) – три лестничных пролёта в глубины профессиональной непригодности: 1-я стадия: · начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы всё пока нормально, но ... скучно и пусто на душе; · исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстранённость в отношениях с членами семьи; · возникает состояние тревожности, неудовлетворённости; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!» 2-я стадия: · возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; · неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это осознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень. 3-я стадия: · притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; · такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе. Три аспекта (последствия) профессионального выгорания
Симптомы профессионального выгорания Первая группа – психофизические симптомы: · чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости); · ощущение эмоционального и физического истощения; · снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); · общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); · частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; · резкая потеря или резкое увеличение веса; · полная или частичная бессонница; · постоянное заторможенное. Сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; · одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; · заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений. Вторая группа – социально-психологические симптомы: · безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); · повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; · частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказа от общения, уход в себя); · постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней стимуляции причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); · чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); · чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получается» или «я не справлюсь»; · общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, всё равно ничего не получится»). Третья группа – поведенческие симптомы: · ощущение, что работа становится всё тяжелее и тяжелее, а выполнять её – всё труднее и труднее; · сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы); · постоянно, без необходимости, берёт работу домой, но дома её не делает; · руководитель затрудняется в принятии решений; · чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; · невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или неосознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; · дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности; · злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств. Для проведения диагностики или самодиагностики профессионального выгорания существуют различные методики: · опросник В.В.Бойко, предназначенный для диагностики уровня эмоционального выгорания; · опросник MBI (К.Маслач и С.Джексон в адаптации Н.Е.Водопьяновой); · Экспресс-диагностика «выгорания» и др. А сейчас я вам предлагаю провести диагностику «выгорания».
К профилактике «выгорания» относится: 1. Соблюдение правил организации труда – разграничение работы и жизни, работа не должна занимать большую часть жизни; физические и эмоциональные перегрузки; совмещение работы в различных направлениях. 2. Организация командного подхода – возможность обсуждения проблем с коллективом, создание атмосферы взаимопомощи и эмоционального комфорта, возможность подмены специалистов, четкое распределение обязанностей и их соблюдение. 3. Возможность повышения профессиональной квалификации. 4. Организация и функционирование психологической службы в коллективе.
Для профилактики профессионального выгорания существует множество упражнений и игровых заданий: · Упражнения, способствующие осознанию профессии и своих личностных особенностей: - упражнения на развитие педагогической интуиции. · Упражнения, направленные на поднятие творческой активности и способствующие сплочению коллектива: - упражнения-энергизаторы, - упражнения для развития способности принимать друг друга. · Упражнения для развития познавательной сферы: - упражнения для развития понимания устного текста, - упражнения для развития активного слушания, - упражнения, способствующие улучшению понимания и художественного выражения чувств. · Приёмы по стабилизации психоэмоционального состояния и рекомендации для преодоления стрессовых ситуаций: - методы быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения, - упражнения по выведению из аудиторного шока (самопрезентационного, сценического, ораторского страха), - методы кинезиологии для снятия стресса, - релаксационные упражнения, - упражнения для предупреждения возникновения синдрома выгорания, - методы регуляции эмоциональной сферы.
Своевременное применение способов и средств профилактики способствует значительному снижению патогенного воздействия синдрома на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы личности. Успехов Вам и внутреннего равновесия! |
||||||||
|