Учащимся

Профилактика компьютерной зависимости у подростков

11.06.2021

Профилактика компьютерной зависимости у подростков

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Специалисты относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом люди уходят от решения различных проблем в своей жизни.

По данным российских психологов от 10 до 14 % людей, играющих в компьютерные игры, становятся зависимыми от них. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте, но наиболее подверженными этому являются подростки.

Такие же тенденции характерны и для проявлений зависимости в юношеском возрасте. Так как зависимость не мешает взрослению, с возрастом происходят отдаление от сверстников и сужение круга интересов. Такие молодые люди обычно зарабатывают деньги дома с помощью компьютера. Полученные деньги тратятся на приобретение новых модернизированных деталей для компьютера. Отмечаются значительные трудности во взаимоотношениях с лицами противоположного пола, крайне низкой оказывается мотивация создания собственной семьи.

Итак, почему же происходит убывание силы компьютерной зависимости? Сами подростки связывают это с тем, что происходит созревание личности, идет личностный рост, повышаются образовательный уровень и жизненный опыт. Они говорят, что по мере взросления происходят какой-то жизненный перелом, переоценка личностных ценностей. Но если даже подростки со временем могут понять бесполезность игровой деятельности, осознают, что им все же придется работать в реальном мире, а не виртуальном, компьютерная зависимость не сходит на нет. Она продолжает существовать, только является менее ярко выраженной.

По каким причинам ребенок уходит в виртуальную реальность?

  1. Жажда приключений, которые ребенок может получить в различных компьютерных играх.
  2. Детская безнадзорность, т. е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Такие родители не интересуются успехами в школе, чувствами и переживаниями ребенка, они не знают, чем живет их ребенок и что он хочет. Они просто купили ему компьютер, считая, что таким образом выполнили свой родительский долг. И ребенок имеет полную свободу действий, он предоставлен сам себе.
  3. Постоянные ссоры между родителями или лицами, их заменяющими. В таких семьях царит эмоционально-психологическое напряжение. Развод родителей.
  4. Физическое, эмоционально-психологическое насилие со стороны одноклассников или сверстников. Недостаток общения с родителями, сверстниками, одноклассниками или просто значимыми людьми является еще одной немаловажной причиной.
  5. Заниженная или завышенная самооценка.

 

Дети не всегда могут сами разобраться в сложных ситуациях. И если рядом нет взрослого, которому можно довериться, ребенок уходит в свой мир со всеми своими проблемами. И выбирает он для себя то, что может его отвлечь от сложной реальности.

Если ребенка не устраивает его семья, а именно отношение родителей к нему или их образ жизни (например, родители злоупотребляют алкоголем), то в таких случаях у ребенка возникает чувство отчуждения к собственной семье, в результате чего виртуальный мир поглощает ребенка с головой.

Если в семье присутствует жестокое обращение с ребенком со стороны родителей, различные суровые наказания за провинности или непосильные домашние нагрузки, то для ребенка самым лучшим вариантом, чтобы не видеть это насилие, становится виртуальный мир. В этой новой реальности его никто не будет обижать, и он сам всегда сможет постоять за себя. Здесь он становится сильным и непобедимым. Количество его «жизней» ничем не ограничено, и, если что-то пойдет не по его желанию, он всегда может начать игру с начала.

В итоге нужно сказать, что все эти причины приводят к уходу ребенка от проблем повседневной жизни в новую, неизведанную и манящую реальность. Зачастую, когда дети погружаются в виртуальный мир, они не могут ему сопротивляться. Подростки и дети еще не имеют зрелых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психическая система страдает, что выражается в появлении приступов панического ужаса, тревоги, болезненного раздражения, ночных кошмаров, навязчивых состояний. У детей при постоянном взаимодействии с компьютером нарушается режим питания, они теряют чувство времени и могут не спать сутками.

Многие родители придерживаются того мнения, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем гуляет с дурной компанией. Таким образом, ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютерным играм. Поэтому сегодня компьютер стал неотъемлемой частью жизни даже самых маленьких детей.

Полностью трансформируется режим дня и ночи — близкие и родители отмечают непонятные телодвижения и вскрики, беспокойный сон после игр. В данном случае ребенок потерял контроль над виртуальной реальностью, и теперь она контролирует его. В этом и заключается суть игровой зависимости: компьютер начинает управлять самим человеком. Навыки общения с другими людьми, эмоциональная сфера маленького человека формируются прежде всего при общении с родителями и сверстниками, чтении сказок, при взаимодействии с непосредственно окружающей средой. Каждый знает, что виртуальная реальность не дает истинного представления об окружающем и создает представление о реальности виртуального мира и абсолютной ненужности естественного, повседневного. Это происходит, если ребенка «отдают на воспитание» компьютеру.

Ритм нашей современной жизни, необходимость обеспечить семье приемлемый уровень существования и пропитания заставляют работать всех членов семьи (естественно, способных на это по состоянию здоровья). Отсюда и возникает следующая закономерность: по возвращении с занятий «брошенного отпрыска» ожидает в квартире лишь его преданный товарищ — компьютер. А когда мамы и папы, кроме того, еще и совершенно не интересуются машиной, не любопытствуют, что именно делает ребенок за компьютером, то процесс полностью выходит из-под контроля. Поэтому ребята просиживают у компьютера все время, пока родители на работе, обмениваются дисками с друзьями, одноклассниками, скачивают музыку, картинки, заставки для мобильных телефонов и списывают из Интернета заданные домашние работы, доклады. Если вдруг вы посчитаете, что вам не помешало бы совместно посетить театральную премьеру либо увидеть какую-то новинку кино, просто прогуляться по городу, покататься на роликах, вы слышите одно: «Нет! Нет! Нет!»

 

Признаки компьютерной зависимости

Данные исследования проводили зарубежные психологи М. Шоттон, Ш. Текл и К. Янг. Рассмотрим эти признаки:

  • когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, подросток выражает яркое нежелание делать это;
  • если все же ребенка отвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным;
  • ребенок не способен запланировать время, когда он закончит игру на компьютере;
  • ребенок расходует очень много денег, чтобы обновлять программы на компьютере и приобретать все новые и новые игры;
  • подросток забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе;
  • сбивается полностью график питания и сна, ребенок начинает пренебрегать своим собственным здоровьем;
  • чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, подросток начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами;
  • прием пищи происходит без отрыва от компьютера;
  • когда ребенок начинает играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем;
  • происходит постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные темы;
  • ребенок испытывает чувство эйфории, когда находится за компьютером;
  • он предвкушает и продумывает со всеми подробностями свое последующее нахождение в мире компьютерной фантастики, что способствует улучшению настроения и захватывает все помыслы, много мечтает о том, как скоро он начнет играть.

 

Также со временем у растущего организма появляются нарушения в функционировании системы пищеварения и болевые ощущения в области позвоночника, лопаток и запястий рук, а регулярное раздражение глазных яблок способствует появлению головных болей и проблем со зрением.

Родителям, близким стоит насторожиться и принять соответственные меры, если их ребенок:

  • начинает пить и есть, учить урок, не отходя от компьютера;
  • начал проводить ночи у компьютера;
  • начал прогуливать школу для того, чтобы посидеть за компьютером;
  • как только заходит в квартиру, сразу же направляется к компьютеру;
  • забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось);
  • находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;
  • угрожает, шантажирует, если ему запрещают играть на компьютере.

 

Общие рекомендации родителям для профилактики компьютерной зависимости подростков:

  1. Для начала организуйте ребенку его личное пространство, где ему будет комфортно.
  2. Научитесь уважать интересы своего ребенка.
  3. Позвольте общаться ему с друзьями в вашем доме, в его комнате. Не оскорбляйте своего ребенка и его круг общения.
  4. Будьте другом и помощником своему ребенку. Позиция «Я — старший, поэтому делай так, как тебе говорят» никогда не приведет к доверительным отношениям.
  5. Полюбите то, что любит он, что ему очень дорого. Конфликт навязывания стиля жизни разрешится, если позволяется иметь свой собственный мир.
  6. Разговаривайте со своим ребенком, как с взрослым человеком. Слушайте его внимательно, рассуждайте вместе с ним.
  7. Не запрещайте компьютерные игры, а сделайте жизнь ребёнка насыщенной и интересной. Всем давно известно, что запретный плод всегда сладок. Чем больше запретов, тем больше интерес к этим запретам у подростка. В этом возрасте дети чаще идут наперекор своим близким. Случается, в семьях, что родители лишают ребенка чего-то значимого для него (игры на компьютере, например), не дав взамен ничего привлекательного. Вы можете узнать, что его может заинтересовать, тем самым разрешить этот конфликт.
  8. Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки.
  9. Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.
  10. Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.
  11. Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне с вашей стороны о прекращении работы за компьютером, то не следует торговаться с ребенком: «Сначала сделаешь что-то (уроки, выполнишь домашние обязанности), только потом можешь поиграть».

 

Выводы: Чем чревата неадекватная тяга ребенка или подростка к компьютерным играм?

  1. Возможна сильная зависимость ребенка от компьютера. Ребенок начинает вести себя как настоящий наркоман: постоянно ищет время, чтобы играть, тратит все карманные деньги, чтобы купить новые игры, может даже украсть деньги, если закончились свои; говорит только о компьютерных играх, прогуливает школу, чтобы поиграть.
  2. Компьютерные игры оказывают самое неблагоприятное воздействие на развитие психики ребенка. Он становится эмоционально неуравновешенным, напряженным, агрессивным, испытывает чувство тревоги, выглядит подавленным и озабоченным. У зависимых от игры детей часто нарушается сон, зачастую им снятся кошмарные сновидения. Такое зависимое «общение» с компьютером делает ребенка замкнутым, неразговорчивым, он не может сосредоточиться ни на каком виде деятельности, может забросить учебу.
  3. Компьютерная зависимость сказывается и на физическом состоянии ребенка. Он перестает уделять должное внимание спорту и различным физическим нагрузкам, портит свое зрение, так как постоянно находится перед экраном компьютера. Родителям очень важно вовремя осознать, что их ребенок попал в зависимость от компьютера.

 

Профилактика компьютерной и интернет-зависимости

  1. Общение с детьми и создание условий для общения. Основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей является недостаток личностных связей и взаимопонимания с семьей. Обычно предрасположены к компьютерной зависимости дети, чьи родители имеют связи за границей или часто отсутствует в командировках, а также дети преуспевающих бизнесменов.
  2. Правильное воспитание детей (разъяснение, убеждение, личный положительный пример, неприемлемость физических и моральных наказаний).
  3. Разумное использование компьютера и Интернета. Родители должны объяснить ребенку, что домашние задания — это приоритет номер один; если работа сделана, компьютер твой, нет — не твой.
  4. Формирование у ребёнка адекватной самооценки и системы ценностей
  5. Правильное воспитание в подростковом возрасте.

 

Психолог УЗ «Ивацевичская ЦРБ» Филютич М.В.

 

свернуть

Вишинг. Как не попасть на уловки кибермошенников

12.05.2021

Вишинг. Как не попасть на уловки кибермошенников

В этой статье мы расскажем более подробно о способе применения наших украденных или случайно утекших данных, который, несмотря на множество предупреждений в СМИ и от банков, по-прежнему приносит легкие деньги мошенникам.

Речь пойдет о вишинге (англ. vishing, от Voice phishing) — методе мошенничества с применением социальной инженерии, суть которого заключается в телефонной коммуникации, введении в заблуждение, претворяясь сотрудником банка, покупателем и так далее, и выманивании под разными предлогами у держателя платежной карты конфиденциальной информации или стимулировании к совершению определенных действий со своим банковским счетом и/или платежной картой.

Данный тип мошенничества стал очень активно применяться в отношении граждан Республики Беларусь с 2019 года. Звонят чаще всего со скрытого, похожего на настоящий номер банка либо подмененного с помощью специального программного обеспечения (то есть отображается при звонке настоящий номер банковской службы). Причем стоит отметить очень важный момент, который значительно повышает доверие к мошеннику. Звоня, он уже знает часть или весь номер карточки, услугами какого банка пользуется человек, а также может обратиться по имени и отчеству.

Сразу возникает логичный и резонный вопрос: откуда у мошенника может быть столько информации о человеке? Ответ на него прост, вишинг всегда начинается с получения сведений о будущей жертве. Источники могут быть самые разнообразные:

Ø Утечки клиентских и/или пользовательских баз сайтов, форумов, чатов, сообществ в соцсетях, торговых площадок, онлайн игр, интернет-магазинов, банков и многих других, не обеспечивающих должный уровень защиты для предоставленной информации или торгующие/обменивающиеся ею. Халатное отношение владельцев указанных баз к доверенным данным позволяет злоумышленникам постоянно обновлять и пополнять свои списки жертв, так как сейчас во всем мире, начиная от индивидуального предпринимателя и заканчивая крупными организациями частного и государственного секторов, все собирают и хранят наши персональные данные, в том числе паспортные и банковские, но не все используют их в заявленных целях или защищают как следует.

Ø Получение сведений из открытых источников, например, открытых страниц соцсетей или объявлений торговых площадок. Распространены случаи вишинговых звонков после публикации объявлений якобы по поводу покупки товара.

Ø Фишинг.

Ø Облачные хранилища. Из-за ненастроенных функций приватности, где могут храниться фотографии документов и иные персональные данные.

Ø Социальные сети. На страницах пользователей социальных сетей в открытом доступе находится огромное количество личной информации, данную информацию, пользователи, не задумываясь о последствиях, предоставляют в открытом виде злоумышленникам.

Ø Различные сомнительные и непроверенные форумы, площадки, сайты, интернет-магазины, онлайн игры собирают ваши регистрационные данные о банковских картах и другие, не обеспечивая должный уровень защиты для предоставленной информации либо банально торгуя ею.

Ø Кража данных с пользовательских устройств (телефон, планшет, ПК и т.д.) после заражения вредоносными приложениями, распространяемыми киберпреступниками.

В качестве примера вишинга можно привести случай, когда клиенту одного из банков позвонил неизвестный мужчина и представился сотрудником службы безопасности. Он сообщил о том, что аккаунт интернет-банкинга взломан и сейчас происходит кража денег со счета. Для того, чтобы заблокировать банкинг, необходимо сообщить логин и пароль, а потом для подтверждения того, что именно клиент является владельцем аккаунта, назвать «секретный код», который придет ему на телефон. Испугавшись, клиент сделал все, как просил «сотрудник банка», и после этого ему пришло оповещение о списании со счета крупной суммы денег.

Таким образом, всегда нужно быть начеку и помнить, банкам нет необходимости так поступать, потому что, во-первых, абсолютно вся информация о своих клиентах (счета, номера карт, баланс, коды и т. д.) у них есть, во-вторых, они способны без вашего участия проводить операции по блокировке переводов, счетов, аккаунтов и не только.

В случае возникновения малейшего подозрения, что вы разговариваете не с сотрудником банка, просто завершите разговор и сами перезвоните по номеру телефона с официального сайта для уточнения всех вопросов либо сообщите о попытке украсть у вас данные или деньги. Также, если вам удалось пресечь такую попытку либо преступнику все же удалось получить от вас желаемое, можно обратиться в правоохранительные органы с заявлением о попытке/совершении в отношении вас преступления.

Рекомендации

В современном мире невозможно гарантированно уберечь себя от утечки персональных данных, а, следовательно, и попыток использовать их против нас (обмануть, украсть деньги или подставить), так как в тех или иных ситуациях их предоставление обязательно, а скомпрометирована может быть информационная система любой компании или организации. Но можно значительно снизить вероятность возникновения подобных ситуаций. Достичь этого можно лишь за счет ответственного и внимательного отношения к своим данным:

Ø Всегда соблюдать меры цифровой гигиены.

Ø Быть бдительным в отношении передачи и предоставления любых персональных данных.

Ø Не выкладывать в публичный доступ.

Ø Не передавать и не отправлять по почте или в мессенджерах сведения из документов, а также их сканы и фотографии сомнительным и непроверенным сервисам, магазинам, организациям, незнакомым людям.

Ø Постараться исключить случаи пересылки данных даже знакомому и надежному контакту, которому они необходимы, например, для оформления документов, поскольку вы не сможете проследить, будут ли ваши данные переправлены далее посторонним людям. Если альтернативного способа передать данные нет, то после использования отправителю и получателю необходимо удалить их с почтового сервера, а при пересылке сканов и фотографий документа рекомендуется ставить непосредственно на них пометку (например, водяной знак), с какой целью они пересылаются, чтобы сложнее было использовать в преступных целях.

Подведем итоги и выделим основное.

В любых ситуациях, проводя какие-либо действия с денежными средствами пользователям необходимо соблюдать повышенную осторожность. Банки не запрашивают CVV-коды (с обратной стороны карты) или коды из СМС, а также иную персональную информацию. Кроме того, пользователям нельзя переходить по сомнительным ссылкам из СМС или писем в интернет-ресурсах, социальных сетях и мессенджерах: они могут вести на мошеннические сайты.

По рекомендациям банковских учреждений, клиенты, которым поступает звонок из банка, должны обращать внимание на манеру общения сотрудников. Мошенники постараются всеми способами убедить клиента продолжать разговор. А настоящая служба безопасности банка никогда не будет возражать, если клиент захочет перезвонить позже.

Если мошенники все же украли деньги со счета клиента, нужно в кратчайшие сроки сообщить банку о несанкционированном переводе и заблокировать карту. Если пользователь не нарушил правила безопасности, банки обязаны вернуть клиенту деньги. Однако сложно говорить о возврате, когда клиент нарушает правила пользования интернет-банком: сообщает свои данные для входа в онлайн-банк и коды подтверждения мошенникам. В таких случаях все зависит от типа транзакции и удалось ли ее остановить антифрод-системам, либо она ушла.

Пользователям, столкнувшимся с неудачной попыткой мошенничества, также рекомендуется обращаться в банк. Таким образом, банк узнает о новых способах мошенничества и их предотвращает. Также имеет смысл сообщать о злоумышленниках операторам связи: у них есть возможность отследить и заблокировать звонки с номеров мошенников.

Успех или неудача вишинговых мошенников практически полностью зависит от просвещённости и грамотности в сфере информационной безопасности граждан. Таком образом, если клиент будет бдителен и осторожен, то вероятность хищения с его карты денежных средств стремиться к нулю.

свернуть

Сваттинг

09.03.2021

Безопасное поведение зимой. Памятка детям и родителям

12.02.2021

ПАМЯТКА «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗИМОЙ»

Правила безопасного поведения на льду

  • Объясните ребенку, что выходить на лед очень опасно, и расскажите об опасности игр на льду.
  • Предупредите его, что нельзя подходить к водоему и проверять прочность льда ударом ноги.
  • Не играйте с ребенком на льду, подавая плохой пример, ведь дети копируют поведение родителей.

Помните, что учить ребенка катанию на коньках нужно только на специально оборудованных ледовых площадках!

 Если ребенок провалился под лед:

  • не паникуйте;
  • позвоните в МЧС по телефонам 101; сообщите криком ребенку, что идете к нему на помощь;
  • приближайтесь к полынье осторожно, ползите по- пластунски;
  • за 3-4 метра подайте ребенку любое подручное средство (палку, шарф и т. д.);
  • после того, как извлекли его из воды, согрейте, дайте горячее питьё.

Первая помощь при обморожении

  • Если ребенок получил обморожение или переохлаждение, немедленно внесите его в теплое помещение.
  • Снимите обувь и одежду.
  • Укутайте ребенка пледом либо одеялом.
  • Напоите чаем, компотом.
  • При обморожении наложите теплоизолирующие повязки из марли и ваты, не пережимая обмороженные части тела.
  • Вызовите скорую помощь.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА ЗИМОЙ»

  1. Правила безопасной прогулки
  • Наденьте ребенку шапку, шарф, варежки и застегните куртку не выходя из дома, чтобы холодный воздух не проник под одежду.
  • Если вы вместе с ним на улице, следите за тем, чтобы он не бегал и не толкал других детей, объясните ему, что можно получить травмы.
  • Объясните, что при игре в снежки нельзя их бросать в голову.
  • Не позволяйте детям строить снежные тоннели, которые могут обвалиться.
  • Расскажите ребенку, что нельзя есть снег и грызть сосульки, а также облизывать металлические поверхности.
  • Не позволяйте ему прыгать в сугроб, ведь под снегом могут быть разбитые бутылки, камни, мусор.
  1. Безопасность при катании на санках
  • Прежде чем ребенок сядет на санки, проверьте, нет ли в них неисправностей. Если санки оснащены ремнями безопасности, то обязательно пристегните ребенка.
  • Не разрешайте ребенку прыгать с трамплинов на санках, так как это может привести к травмам.
  • Обязательно присматривайте за ребенком, когда он катается на санках. Если при катании ребенка на санках вам необходимо перейти дорогу, его необходимо высадить из санок. Не катайтесь с ребенком вместе на одних санках.
  1. Безопасное катание на горках

Расскажите ребенку, что на горках нужно вести себя аккуратно и дисциплинированно, соблюдать очередь при спуске.

  • Убедитесь в безопасности горки сами, перед катанием внимательно изучите местность. Проследите за тем, чтобы горку не перекрывали деревья, кусты, столбы уличного освещения или заборы.
  • Катайте ребенка с маленьких пологих горок.
  • Запретите ему кататься с горки стоя.
  • Запретите ребенку кататься с горок, которые расположены рядом с дорогой, водоёмом.
  • Научите малыша правильно падать: во время падения нужно стараться перевернуться на бок, согнув и поджав колени.
  • Лучше всего катать ребенка с горок на тюбингах, надувных ватрушках, ледянках.
  1. Правила безопасного поведения при гололеде
  • Подберите ребенку удобную, нескользящую обувь с подошвой на микропористой основе.
  • Объясните, что необходимо смотреть под ноги, обходить замерзшие лужи, склоны, лестницы.
  • Не позволяйте ребенку торопиться и бежать через проезжую часть, объясните, что машина на скользкой дороге не сможет остановиться сразу.
  • Расскажите, что передвигаться нужно осторожно, наступая на всю подошву.
  • Объясните ребенку, что во избежание падающей сосульки или обледенелой ветки нельзя ходить вблизи зданий и деревьев.
  • Предупредите: если он поскользнется, необходимо присесть, чтобы снизить высоту падения и смягчить удар о землю, сгруппироваться и упасть на бок.
  1. Правила безопасного поведения на льду
  • Объясните ребенку, что выходить на лед очень опасно, и расскажите об опасности игр на льду.
  • Предупредите его, что нельзя подходить к водоемам и проверять прочность льда ударом ноги.
  • Не играйте с ребенком на льду, подавая плохой пример, ведь дети копируют поведение родителей.
  • Помните, что учить ребенка катанию на коньках нужно только на специально оборудованных ледовых площадках!

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ - ОСТОРОЖНО, ЛЁД!

С приходом зимы и наступлением холодов на водоемах наблюдается становление ледового покрова. В это время выходить на его поверхность крайне опасно. Однако, каждый год многие люди пренебрегают мерами предосторожности и выходят на тонкий лёд, тем самым подвергая свою жизнь смертельной опасности.

Безопасным для одного человека считается лед толщиной не менее 7 см, пешие переправы считаются безопасными при толщине льда 15 см и более. Толщина льда на водоеме не везде одинакова, в устьях рек и притоках прочность льда ослаблена. Лед непрочен в местах быстрого течения, бьющих ключей, вблизи произрастания водной растительности. Чрезвычайно ненадежен лёд под снегом и сугробами. Прочность льда можно определить визуально: лёд голубого цвета – прочный; белого – прочность его в 2 раза меньше; серый, матово-белый или с желтоватым оттенком – лед ненадёжен.

Во избежание трагических случаев предупреждаем:

  1. Соблюдайте элементарные правила безопасности на льду, помните, безопасным лед считается при толщине не менее 12 см.
  2. Запрещается ходить по льду под мостами, рядом с любыми водными сооружениями, в местах впадения в водоем ручьев и рек.
  3. Ни в коем случае нельзя допускать выхода детей на лед.

Правила поведения на льду:

- Ни в коем случае нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь).

- Помните, что места для перехода и организованного отдыха специально обозначаются и постоянно контролируются, здесь ведется наблюдение за прочностью льда, а в случае возникновения опасности переход по льду закрывается.

- Безопаснее всего выходить на берег и спускаться в местах, где лед виден и не покрыт снегом.

- При вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне, или пользоваться ледовыми переправами. Но если их нет, надо перед тем, как спуститься на лед, очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут.

- Замерший водоем лучше перейти на лыжах, при этом: крепления лыж должны быть расстегнуты, чтобы при необходимости их можно было сбросить; лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук.

- Если есть рюкзак или ранец, повесьте его на одно плечо, это позволит легко освободиться от груза в случае, если лед под вами провалился.

- Не выходите на лед в одиночку. 

- Если Вы передвигаетесь группой, то двигаться нужно друг за другом, сохраняя интервал не менее 5 - 6 метров, также необходимо быть готовым оказать помощь товарищу.

- Внимательно слушайте и следите за тем, как ведет себя лед.

- Не приближайтесь к тем местам, где растут деревья, кусты, камыши, торчат коряги, где ручьи впадают в реки, происходит сброс теплых вод с промышленных предприятий. Здесь наиболее вероятно провалиться под лед.

- Не следует ходить рядом с трещинами или по участку льда, отделенному от основного массива несколькими трещинами.

- Необходимо быстро покинуть опасное место, если из пробитой лунки начинает бить фонтаном вода.

- Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды – это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин.

- Выходя на лед, необходимо одеть легкую и теплую одежду, не стесняющую движение, а также обувь, без особых усилий снимающуюся с ног, и два полиэтиленовых пакета, а также следующее снаряжение: 2-3 метровый шест; веревка (не менее 15-25 метров); «спасалки» - это устройства, похожие на толстое шило и висящие на груди. Воткнув их в лёд, можно подтянуться и выбраться из воды.

Помните: жизнь и здоровье ваших детей - в ваших руках!

ПАМЯТКА «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГЕ»

Для того чтобы детские шалости не были сопряжены с опасностью на зимних дорогах, родителям необходимо провести с детьми беседы о правилах безопасного поведения на дороге. Главное правило поведения на дороге зимой — удвоенное внимание и повышенная осторожность! 

Зимой день короче. Темнеет рано и очень быстро. В сумерках и в темноте значительно ухудшается видимость. В темноте легко ошибиться в определении расстояния как до едущего автомобиля, так и до неподвижных предметов. Часто близкие предметы кажутся далекими, а далекие — близкими. Случаются зрительные обманы: неподвижный предмет можно принять за движущийся, и наоборот. Поэтому в сумерках и темноте будьте особенно внимательны. Переходите только по пешеходным переходам. А в случае их отсутствия — при переходе увеличьте безопасное расстояние до автомобиля.

В снегопады заметно ухудшается видимость, появляются заносы, ограничивается и затрудняется движение пешеходов и транспорта. Снег залепляет глаза пешеходам и мешает обзору дороги. Для водителя видимость на дороге тоже ухудшается. В городах улицы посыпают специальными веществами, чтобы не образовывался снежный накат. В результате даже в умеренный мороз проезжая часть может быть покрыта снежно-водяной кашей, которую в виде взвеси поднимают в воздух колеса проезжающего транспорта. Взвесь оседает на ветровых стеклах автомобилей, мешая водителям следить за дорожной обстановкой. В такой ситуации водителю еще сложнее заметить пешехода!

Яркое солнце, как ни странно, тоже помеха. Яркое солнце и белый снег создают эффект бликов, человек как бы «ослепляется». Поэтому нужно быть крайне внимательным. В снежный накат или гололед повышается вероятность заноса автомобиля, и, самое главное — непредсказуемо удлиняется тормозной путь. Поэтому обычное (летнее) безопасное для перехода расстояние до машины нужно увеличить в несколько раз. В оттепель на улице появляются коварные лужи, под которыми скрывается лед. Дорога становится очень скользкой! Поэтому при переходе через проезжую часть лучше подождать, пока не будет проезжающих машин.

Ни в коем случае не бежать через проезжую часть, даже на переходе! Переходить только шагом и быть внимательным.

 

свернуть

К сведению тестируемых

К сведению тестируемых

        Региональный центр тестирования и профессиональной ориентации учащейся молодежи учреждения образования «Брестский государственный технический университет» информирует об утверждении Министром образования Республики Беларусь 15.12.2020 года Спецификации тестов по учебным предметам для проведения централизованного тестирования в 2021 году. Изменения в структуре теста вступают в силу со второго этапа репетиционного тестирования (январь-февраль).

Обращаем внимание на наличие множественного выбора в заданиях части А тестов по русскому языку, белорусскому языку и в отдельных заданиях по физике, математике. Предусмотрено изменение количества заданий в части А и увеличение заданий в части В по учебным предметам, за исключением русского и белорусского языка.

Меняется формат бланка ответов – уменьшено количество полей для ответов на задания части А, увеличено количество полей для ответов части В и количество полей для замены ошибочных ответов части В.   Кроме того, смещено вправо поле для подписи тестируемого (подтверждение совпадения номера варианта теста с номером варианта в бланке ответов).

Обновленные информационные материалы, в том числе «Инструкция ответственному организатору в аудитории» будет предоставлена в дни проведения второго этапа репетиционного тестирования сотрудником университета.

Начальник РЦТ и ПОУМ                                     В.В.Мороз

свернуть

Служба экстренной психологической, психиатрической и психотерапевтической помощи.

Ролик "Простые правила поведения для школьников во время весенних каникул"

Профилактика гриппа и ОРВИ

Профилактика гриппа и ОРВИ

Одни болеют гриппом несколько дней, а другие дольше и с тяжёлыми осложнениями. Всего существует три типа вируса гриппа, которым свойственна бесконечная изменчивость, при этом защитить себя от гриппа и его последствий — в силах каждого.
 
Что такое грипп и какова его опасность?
 
Грипп — это инфекционное заболевание, заболеть которым может любой человек. Возбудителем гриппа является вирус, который от инфицированных людей попадает в носоглотку окружающих.
 
Большинство людей болеют гриппом всего лишь несколько дней, но некоторые заболевают серьёзнее, возможно тяжёлое течение болезни, вплоть до смертельных исходов.
 
При гриппе обостряются имеющиеся хронические заболевания, кроме этого, грипп имеет обширный список возможных осложнений:
 
Лёгочные осложнения (пневмония, бронхит). Именно пневмония является причиной большинства смертельных исходов от гриппа.
Осложнения со стороны верхних дыхательных путей и ЛОР-органов (отит, синусит, ринит, трахеит).
Осложнения со стороны сердечно-сосудистой системы (миокардит, перикардит).
Осложнения со стороны нервной системы (менингит, менингоэнцефалит, энцефалит, невралгии, полирадикулоневриты).
Чтобы избежать возможных осложнений, важно своевременно проводить профилактику гриппа и правильно лечить само заболевание.
 
Обычно грипп начинается внезапно. Возбудители гриппа, вирусы типов А и В, отличаются агрессивностью и исключительно высокой скоростью размножения, поэтому за считанные часы после заражения вирус приводит к глубоким поражениям слизистой оболочки дыхательных путей, открывая возможности для проникновения в неё бактерий.
 
Среди симптомов гриппа — жар, температура 37,5–39 °С, головная боль, боль в мышцах, суставах, озноб, усталость, кашель, насморк или заложенный нос, боль и першение в горле.
 
Грипп можно перепутать с другими заболеваниями, поэтому чёткий диагноз должен поставить врач, он же назначает тактику лечения.
 
Что делать при заболевании гриппом?
 
Самому пациенту при первых симптомах нужно остаться дома, чтобы не только не заразить окружающих, но и вовремя заняться лечением, для чего необходимо немедленно обратиться к врачу. Для предупреждения дальнейшего распространения инфекции заболевшего нужно изолировать от здоровых лиц, желательно выделить отдельную комнату.
 
Важно!
Родители! Ни в коем случае не отправляйте заболевших детей в детский сад, школу, на культурно-массовые мероприятия. При гриппе крайне важно соблюдать постельный режим, так как при заболевании увеличивается нагрузка на сердечно-сосудистую, иммунную и другие системы организма.
 
Самолечение при гриппе недопустимо, и именно врач должен поставить диагноз и назначить необходимое лечение, соответствующее состоянию и возрасту пациента.
 
Для правильного лечения необходимо строго выполнять все рекомендации лечащего врача и своевременно принимать лекарства. Кроме этого, рекомендуется обильное питьё — это может быть горячий чай, клюквенный или брусничный морс, щелочные минеральные воды. Пить нужно чаще и как можно больше.
 
Важно!
При температуре 38 — 39°С вызовите участкового врача на дом либо бригаду «скорой помощи».
При кашле и чихании больной должен прикрывать рот и нос платком или салфеткой.
Помещение, где находится больной, необходимо регулярно проветривать и как можно чаще проводить там влажную уборку, желательно с применением дезинфицирующих средств, действующих на вирусы.
 
Общение с заболевшим гриппом следует ограничить, а при уходе за ним использовать медицинскую маску или марлевую повязку.
 
Как защитить себя от гриппа?
 
Согласно позиции Всемирной организации здравоохранения, наиболее эффективным средством против гриппа является вакцинация, ведь именно вакцина обеспечивает защиту от тех видов вируса гриппа, которые являются наиболее актуальными в данном эпидемиологическом сезоне и входят в её состав.
 
Введение в организм вакцины не может вызвать заболевание, но путём выработки защитных антител стимулирует иммунную систему для борьбы с инфекцией. Эффективность вакцины от гриппа несравнимо выше всех неспецифических медицинских препаратов, которые можно принимать в течение зимних месяцев, например иммуномодуляторов, витаминов, гомеопатических средств, средств «народной медицины» и так далее.
 
Вакцинация рекомендуется всем группам населения, но особенно показана детям начиная с 6 месяцев, людям, страдающим хроническими заболеваниями, беременным женщинам, а также лицам из групп профессионального риска — медицинским работникам, учителям, студентам, работникам сферы обслуживания и транспорта.
Вакцинация должна проводиться за 2–3 недели до начала роста заболеваемости, делать прививку можно только в медицинском учреждении специально обученным медицинским персоналом, при этом перед вакцинацией обязателен осмотр врача.
 
Противопоказаний к вакцинации от гриппа немного. Прививку против гриппа нельзя делать при острых лихорадочных состояниях, в период обострения хронических заболеваний, при повышенной чувствительности организма к яичному белку (если он входит в состав вакцины).
 
Сделав прививку от гриппа, вы защищаете свой организм от атаки наиболее опасных вирусов — вирусов гриппа, но остается ещё более 200 видов вирусов, которые менее опасны для человека, но также могут явиться причиной заболевания ОРВИ. Поэтому в период эпидемического подъёма заболеваемости ОРВИ и гриппом рекомендуется принимать меры неспецифической профилактики.
 
Правила профилактики гриппа:
 
  • Сделайте прививку против гриппа до начала эпидемического сезона.
  • Сократите время пребывания в местах массовых скоплений людей и общественном транспорте.
  • Пользуйтесь маской в местах скопления людей.
  • Избегайте тесных контактов с людьми, которые имеют признаки заболевания, например чихают или кашляют.
  • Регулярно тщательно мойте руки с мылом, особенно после улицы и общественного транспорта.
  • Промывайте полость носа, особенно после улицы и общественного транспорта
  • Регулярно проветривайте помещение, в котором находитесь.
  • Регулярно делайте влажную уборку в помещении, в котором находитесь.
  • Увлажняйте воздух в помещении, в котором находитесь.
  • Ешьте как можно больше продуктов, содержащих витамин С (клюква, брусника, лимон и др.).
  • Ешьте как можно больше блюд с добавлением чеснока и лука.
  • По рекомендации врача используйте препараты и средства, повышающие иммунитет.
  • В случае появления заболевших гриппом в семье или рабочем коллективе — начинайте приём противовирусных препаратов с профилактической целью (по согласованию с врачом с учётом противопоказаний и согласно инструкции по применению препарата).
  • Ведите здоровый образ жизни, высыпайтесь, сбалансированно питайтесь и регулярно занимайтесь физкультурой.
свернуть

Рекомендации по профилактике коронавирусной инфекции

Организация образовательного процесса в 2020/2021 учебном году

В 2020/2021 учебном году организация образовательного процесса будет осуществляться по четвертям в следующие сроки: 

первая четверть – с 1 сентября 2020 г. по 31 октября 2020 г.;
вторая – с 9 ноября 2020 г.  по 24 декабря 2020 г.;
третья – с 11 января 2021 г. по 27 марта 2021 г.;
четвертая – с 5 апреля 2021 г. по 31 мая 2021 г.

На протяжении учебного года устанавливаются каникулы:

осенние – 8 дней с 1 ноября 2020 г.  по 8 ноября 2020 г. включительно;
зимние – 17 дней с 25 декабря 2020 г.  по 10 января 2021 г. включительно;
весенние – 8 дней с 28 марта 2021 г.  по 4 апреля 2021 г.  включительно;
летние – 92 дня с 1 июня 2021 г.  по 31 августа 2021 г.,

 для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, – 82  дня с 11 июня 2021 г. по 31 августа 2021 г. включительно.
   Для учащихся I–II классов (ІІІ классов – для учащихся с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) в ІІІ четверти проводятся дополнительные зимние каникулы с 15 февраля 2021 г. по 21 февраля 2021 г. продолжительностью 7 дней.

свернуть

Деловой стиль одежды

В ходе образовательного процесса во всех видах учреждений общего среднего образования учащиеся І-ХІ классов придерживаются одежды делового стиля. Ношение одежды делового стиля учащимися учреждений общего среднего образования является нормой, которая определяется уставом и правилами внутреннего трудового распорядка учреждения общего среднего образования. В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Кодекса Республики Беларусь об образовании учреждение образования обязано обеспечить разработку и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка учреждения образования.

Образцы одежды делового стиля утверждаются Координационным советом по вопросам одежды делового стиля для учащихся учреждений общего среднего образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь и Министерства торговли Республики Беларусь от 19 августа 2013 г. № 77/19 «О Координационном совете по вопросам одежды делового стиля для учащихся учреждений общего среднего образования»).

Учащиеся и их законные представители совместно с администрацией учреждения общего среднего образования и педагогическими работниками имеют право выбора модели, цвета и качества тканей, из которых изготовлена одежда делового стиля.

Информацию о требованиях к внешнему виду учащихся, включая фотографии образцов одежды делового стиля, рекомендуется разместить на информационных стендах в учреждениях общего среднего образования. Необходимо постоянно проводить мероприятия, направленные на популяризацию одежды делового стиля среди учащихся и их законных представителей (классные часы, встречи, публикации в средствах массовой информации и др.).

Образцы моделей одежды делового стиля для учащихся учреждений общего среднего образования (сезон 2015-2016 гг.) размещены на портале Министерства образования Республики Беларусь (edu.gov.by / Управление общего среднего образования / Деловой стиль одежды).

С мая 2015 года началась реализация пилотного проекта «Школа будущего», организаторами которого являются концерн «Беллегпром», Министерство образования Республики Беларусь и Министерство торговли Республики Беларусь. На первом этапев проекте примут участие шесть учреждений общего среднего образования. На следующих этапах реализации пилотного проекта предполагается его расширение за счет увеличения количества учреждений.

По результатам проведения эксперимента будет принято решение о целесообразности и необходимости введения в учреждениях общего среднего образования определенных (единых для конкретного учреждения или региона) моделей одежды делового стиля. План мероприятий по реализации пилотного проект «Школа будущего» размещен на портале Министерства образования Республики Беларусь (edu.gov.by / Управление общего среднего образования / Деловой стиль одежды).

свернуть
Ещё в этом разделе