Акция "В каждом ребенке - солнце"

20.03.2023

21 марта в мире ежегодно отмечается Всемирный день людей с синдромом Дауна

Все дети рождаются совершенно разными – с разным цветом волос, глаз, отличаются формой лица, телосложением. Но иногда генетический набор отличается не только расположением хромосом, но и их количеством. Всего на одну хромосому больше, и ребенок получает нарушение, которое называется синдром Дауна.

За свою позитивность  они получили негласное  название «дети солнца».

Почему же «дети солнца»?

«Солнечными» их называют потому, что они очень любвеобильные, открытые, улыбчивые и очень отзывчивые, очень хорошо идут на контакт. У них какая-то фантастическая особенность быстро отходить от обид и боли – всего, что приносит негативные эмоции. Например, ребенок споткнулся, упал, ему больно – взрослые его пожалели, мама обняла и поцеловала. У него текут слезы, но он улыбается, потому что он получил поддержку. Но при этом нельзя сказать, что дети с синдромом Дауна совсем не умеют сердиться и обижаться. Разумеется, бывает, что они становятся мишенью для насмешек. Они понимают, что они особенные, и такие ситуации их расстраивают.

Даун – это врач, а не человек с синдромом.

Синдром получил название в честь британского врача Джона Л. Дауна, впервые его обнаружившего. Синдром не лечится, и от него не выздоравливают.

По Всемирной Организации Здравоохранения, на 600-800 новорожденных приходится один грудничок с синдромом Дауна.

«Ребенок солнца» может родиться в любой семье: национальность, социальное положение, уровень дохода, образование родителей, географическое положение, вероисповедание абсолютно не имеют значения.

Жизненные перспективы

Статистика свидетельствует, что число людей с синдромом Дауна за последние пять лет возросло примерно на 30%. Одной из причин этого является большая осведомленность родителей, которые все чаще отказываются прервать беременность, узнав о патологии.

Эти люди больше не считаются недееспособными, как было еще относительно недавно. Они адаптируются в обществе, учатся, получают образование, делают карьеру, заводят отношения.

Знаменитые люди – родители детей с синдромом Дауна — с гордостью рассказывают о достижениях своих «особенных детей», делятся в соцсетях их успехами.

Чем раньше начать заниматься особенным ребенком, тем больше шансов, что он успешно социализируется. Ранее наше общество ставило крест на таких детях. Сегодня же, благодаря образовательной политике государства, мужеству и инициативности их родителей, особенные дети ходят в детские сады и школы.

Где могут работать «солнечные» люди?

Люди с синдромом Дауна могут найти себя в сфере обслуживания. Они могут заниматься мытьем посуды, уборкой и так далее – то есть механическим трудом, который требует четкого выполнения инструкций. Вообще, в плане соблюдения правил, особенные люди выгодно отличаются – если они привыкли к определенному порядку, то будут идеально ему следовать.

С другой стороны, «солнечные» люди обладают творческими способностями – они могут быть актерами, музыкантами и поэтами.

Важно понимать, что для них работа – это не заработок средств к существованию. Она нужна им прежде всего для того, чтобы жить в обществе и не замыкаться в себе.

Примеры работы людей с синдромом Дауна есть во всём мире.

В Беларуси впервые получил работу человек с синдромом Дауна в 2015 году (24-летний Мгер М. был принят на работу в столовую отеля «Ренессанс-Минск»).

В мае 2020 года впервые в Беларуси человек с синдромом Дауна стал руководителем бизнеса (Василий П. руководит кофейней «Инклюзивная бариста»).

Стоит ли бояться «солнечных» людей?

Люди с синдромом Дауна способны показать пример искренней любви. Обычно такие люди ласковы и дружелюбны. Но у каждого свой характер и настроение, как у обычных людей, оно бывает переменчивым. Сведений о преступлениях, совершенных людьми с синдромом Дауна, нет.

Как общаться с человеком с синдромом Дауна?

Слова, которыми одни люди описывают других, имеют огромную силу. Они выражают отношение друг к другу, мнение и ценности. Правильно говорить: «У человека с синдром Дауна», «ребенок (дети) с синдромом Дауна». Люди с синдромом Дауна слышат, как другие говорят о них, и это влияет на их самооценку и самовосприятие. Говоря о человеке с синдромом Дауна, нужно называть его по имени или фамилии. Если это необходимо, можно говорить о нем как о ребенке или взрослом с трудностями в развитии. Общаться с такими людьми следует в соответствии с их возрастом. Человек с синдромом Дауна вовсе не остается «вечным ребенком».

Рекомендации для родителей ребёнка с синдромом Дауна.

 

В общении с ребёнком всегда помните: ваш ребёнок – это личность со своими достоинствами, надеждами, мечтами, правами. Поэтому:

-не пытайтесь найти «проявление синдрома» в поведении ребёнка, его эмоциях;

-ваш ребёнок может проявлять свои чувства, так же, как и любой другой ребёнок;

-помните, что основные потребности вашего ребёнка ничем не отличаются от потребностей любого другого ребёнка;

-постарайтесь, чтобы нужды вашего ребёнка не заслонили потребности всех остальных членов семьи. Ваша семья должна быть гармоничной;

-ребёнок с синдромом Дауна нуждается в любви своих родных и всегда отвечает им тем же;

-не ограждайте ребёнка от общения с окружающими, ведь самое важное для таких деток — чувствовать положительное отношение к себе со стороны внешнего мира.

В общении с другими людьми:

 

-никогда не принимайте ни от друзей, ни от знакомых утверждений, которые звучат: «Они все такие, как…».

-настаивайте на том, что навыки и особенности вашего ребёнка должны оцениваться индивидуально.

-старайтесь отвечать спокойствием и достоинством на пристальные взгляды посторонних;

-старайтесь, не стесняясь, честно отвечать на вопросы друзей и прохожих;

-заводите новых друзей, если нужно, чтобы и вы, и ваш ребёнок чувствовали себя более комфортно.

В общении со специалистами

Спросите человека, который даёт вам советы в связи с синдромом Дауна, где он получил информацию, и какой опыт непосредственно общения с людьми с синдромом Дауна имеет сам.

Постарайтесь понять, что в точности никто не знает, что именно сказать вам и как наилучшим образом помочь, поэтому:

— задавайте любые вопросы относительно своего ребёнка, даже если они кажутся вам тривиальными;

— попросите познакомить вас с родителями других детей с синдромом Дауна, чтобы поговорить о том, что они чувствовали, когда в их семье родился ребёнок, и что чувствуют сейчас, если вам это кажется нужным;

— обсудите со специалистом, что для вас представляет наибольшие сложности, и попытайтесь совместно найти решение.

Помните, что родители всегда являются экспертами в вопросах, касающихся их собственного ребёнка.

Двери государственного учреждения образования «Октябрьский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» всегда открыты для вас.

Мы рады помочь вам и вашему ребенку!                                                                 

С целью формирования инклюзивной культуры и толерантного отношения к детям с синдромом Дауна ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Ивацевичи» приглашает принять участие в районной инклюзивной акции - «В каждом ребенке – солнце» с 20 по 25 марта 2023 года.

Цель акции – привлечь внимание общественности к миру "солнечных" детей, которые живут рядом с нами.  Рассказать детям и их родителям о необычных улыбчивых детях с синдромом Дауна, обратить внимание общественности на то, что люди с нарушениями развития живут среди нас, что они нуждаются в нашей заботе, поддержке и внимании, что они имеют право жить в одном пространстве с остальными членами общества.

Символом акции является желтый и оранжевый цвет, изображение солнца и детских ладошек. Девиз акции: «В каждом ребенке - солнце!». Приглашаем присоединиться  к мероприятиям акции и провести мероприятия:

 - провести флешмоб «Солнечный круг». Самостоятельно изготовить ладони желтого цвета и выстроившись в виде солнца поднять желтые  ладони вверх,  с девизом «Мы вместе».  После чего исполнить песню «Солнечный круг»;

- оформить информационный стенд, посвященный Международному дню человека с синдромом Дауна;

 - провести беседу с обучающимися, воспитанниками "Кто такие - солнечные дети?";

-  в поддержку детей с синдромом Дауна сделать фотографии с элементами одежды, различными предметами желтого или оранжевого цвета, или надев разноцветные носки.

- организовать просмотр и обсуждение видеороликов с обучающимися и воспитанниками:

https://www.youtube.com/watch?v=SKku4RAWa4M&t=44s – музыкальный клип

https://www.youtube.com/watch?v=e48dPQqV6Dg&t=2s   - социальный ролик

https://www.youtube.com/watch?v=4h_HHntDMpw&t=8s - мультфильм «Дневник Андрюши»

https://yandex.by/video/preview/15751517050705755816  -мультфильм «Необычный младший брат»;

Фото разместить на сайте учреждения образования и в социальных сетях с хештегом  #вкаждомребенкесолнце.

21 МАРТА – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЧЕЛОВЕКА С СИНДРОМОМ ДАУНА

Люди с синдромом Дауна не являются больными. Они не «страдают», не «поражены» этим синдромом и не «являются его жертвами». Правильно говорить: «У человека синдром Дауна». Но чаще всего особенных малышей называют «солнечными детьми».

Человек с синдромом Дауна – так правильно!

В наше время общество стало более чутко реагировать на термины, определяющие различия между людьми. Изменился и язык, которым пользуются для описания людей с синдромом Дауна, причем эти изменения продиктованы стремлением признать право людей с синдромом Дауна на участие в жизни общества.

В 1866 году в своей первой статье британский ученый Дж. Лэнгдон Даун описал некоторые характерные черты людей с синдромом Дауна. Он отметил, в частности, такие специфические особенности их лица, как плоский профиль, узкие, широко расставленные раскосые глаза. Такие очертания лица типичны для людей азиатского происхождения. Даун отметил внешнее сходство между своими пациентами и описал их как «монголов».

Спустя десять лет появились протесты против «привязки» этого синдрома к конкретной группе населения. Несмотря на это, авторы журнальных статей и научных публикаций настойчиво употребляли термин «монголизм» вплоть до 1970-х годов. И лишь в последние годы в общую практику вошел термин «синдром Дауна».

Называя человека с синдромом Дауна «даун», мы подчеркиваем наличие синдрома как главной его характеристики. Правильнее сказать «человек с синдромом Дауна». Это описательный термин, указывающий на то, что у данного человека имеется определенное хромосомное нарушение. Такое словосочетание отодвигает синдром на менее заметное место, делая главный акцент на понятии «человек». Ведь не каждый с синдромом Дауна имеет все характерные для этого синдрома черты. Даже при наличии одной и той же конкретной особенности люди будут отличаться друг от друга, так как проявляться эта особенность может по-разному.

В действительности отличий между людьми с синдромом Дауна гораздо больше, чем сходств. Если мы намерены признать права людей с синдромом Дауна полностью, мы должны признать их индивидуальные особенности. И первым шагом к этому будет использование правильной терминологии.

МИФЫ И ПРАВДА

Во многих странах жизнь людей с синдромом Дауна до сих пор окружена массой заблуждений и предрассудков. Их считают умственно отсталыми и необучаемыми. Часто утверждают, что они не способны испытывать настоящей привязанности, что они агрессивны или, наоборот, всегда всем довольны. Между тем, во всех цивилизованных странах эти стереотипы были опровергнуты уже 20-30 лет назад. Исследования и накопленный практический опыт показывают, что коэффициент интеллектуальности большинства детей с синдромом Дауна находится в области, которой соответствует средняя степень задержки в развитии.

Миф 1. Синдром Дауна – это болезнь, которую надо лечить.

Синдром Дауна – это генетическое состояние, которое определяется наличием в клетках человека дополнительной хромосомы. Лишняя, 47-я хромосома, обуславливает появление ряда физиологических особенностей, вследствие которых ребенок медленнее развивается и позже своих ровесников проходит общие для всех детей этапы развития. Люди с синдромом Дауна не являются больными: не «страдают» от синдрома Дауна, не «поражены» этим синдромом и не «являются его жертвами».

Миф 2. Люди с синдромом Дауна не способны к обучению.

Причина возникновения этого мифа - исследования, которые проводились в специализированных учреждениях. Но ведь там любой ребенок не может эффективно развиваться, потому что он лишен родительской любви – основного стимула для малыша. В то же время, живя в семье, «бесперспективный» малыш в годик сам садится, в два – ходит, к двум с половиной – ест ложкой и произносит первые слова, в четыре – показывает свой характер. Ребенок с синдромом Дауна учится помогать по дому, готов пойти в детский сад, а потом и в школу, говорить на иностранном языке, освоить компьютер и заниматься спортом!

Миф 3. Ребенок с синдромом Дауна – плод асоциального поведения родителей!

По статистике, один ребенок из 700 новорожденных появляется на свет с синдромом Дауна. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических зонах, социальных слоях. Оно не зависит от образа жизни родителей, их здоровья, вредных привычек, питания, цвета кожи или национальности. Мальчики и девочки с синдромом Дауна рождаются с одинаковой частотой. Родители при этом имеют нормальный набор хромосом.

Миф 4. Люди с синдромом Дауна представляют опасность для общества.

Говорят, что людям с синдромом Дауна свойственны половая агрессия, неадекватное поведение, частая смена настроений – от благодушия к ярости, но это глубокое заблуждение! Наоборот, люди с синдромом Дауна способны показать пример искренней любви, поскольку они ласковы и дружелюбны. Но у каждого – свой характер и настроение, как и у обычных людей, оно бывает переменчивым. Мы не знаем преступлений, совершенных людьми с синдромом Дауна.

Миф 5. Людей с синдромом Дауна в СНГ гораздо меньше, чем в Европе.

В Европе люди с синдромом Дауна живут в семьях, включены в программу государственной помощи, и общество относится к ним как к своим равноправным членам. В СНГ, к сожалению, до сих пор семьи отказываются от ребенка с синдромом Дауна уже в родильном доме. И маленький человек попадает в специализированное учреждение, из которого уже никогда не выйдет. Таким образом, создается ложное впечатление, что в СНГ людей с синдромом Дауна значительно меньше.

Миф 6. С моей семьей этого не случится.

Ребенок с синдромом Дауна может родиться в любой семье, это генетическая случайность.

Миф 7. Детям с синдромом Дауна лучше находиться в специализированном учреждении под наблюдением специалистов.

Существует специальный термин, описывающий то, что происходит с ребенком в специальных учреждениях – синдром госпитализма. Это нарушение психического и личностного развития, вызванное отделением младенца от матери и пребыванием в специальном учреждении. Госпитализм накладывает негативный отпечаток на все сферы личности ребенка, тормозя интеллектуальное, эмоциональное и физическое развитие. И это никак не связано с наличием или отсутствием синдрома Дауна.