Профилактика насилия

Домашнее насилие

03.04.2023

Материал для психологического просвещения участников образовательного процесса по выявлению детей, подвергшихся насилию

Жизнь множества людей во всем мире наполнена насилием, и тем или иным образом оно касается нас всех. Многие из нас могут легко избежать неприятностей: для этого достаточно запереть двери и окна на крепкие замки и, по возможности, сторониться опасных мест. Другим же укрыться негде: насилие поджидает их дома, хорошо спрятанное от общественных взоров.

Насилие является центральной проблемой здравоохранения во всём мире. Во многих случаях насилие происходит при потере контроля над эмоциями у родителя или опекуна. Этому может способствовать несколько факторов.

Определенную роль играют личностные особенности и опыт виктимизации самого родителя, склонного к насилию. Сами родители в детстве могли испытывать дефицит привязанности и теплоты со стороны близких, что могло негативно отразиться на развитии их адекватной самооценки или эмоциональной зрелости, и, во многих случаях, они также являлись объектами различных форм жестокого обращения. Жестокие родители могут видеть в своих детях источник неограниченной и безусловной любви и обращаться к ним за поддержкой, которую они никогда не получали. В результате, они могут иметь нереалистичные ожидания того, что их дети могут дать им, они легко разочаровываются, имеют плохой контроль над импульсивными действиями и могут быть неспособны дать детям то, чего они сами никогда не испытывали. Употребление психоактивных веществ может спровоцировать импульсивное и неконтролируемое поведение по отношению к детям. Нелеченные нарушения психического здоровья у родителей также повышают риск жестокого обращения.

Если у детей особые потребности и/или сложное поведение, родители могут достигать порога фрустрации и последующих насильственных действий легче и чаще. Такой недостаток эмоциональной связи чаще всего наблюдается с недоношенными или больными младенцами, разлученными с родителями рано в младенчестве, или с биологически неродственными детьми (например, приемными), что повышает риск насилия.

Ситуационный стресс может спровоцировать насилие, в частности, когда эмоциональная поддержка родственников, друзей, соседей или коллег недоступна.

Все виды насилия, включая сексуальное, выявляют во всех социально-экономических группах. Социально-экономический стресс (например, финансовый стресс, социальная изоляция, молодые родители или родители-одиночки) связан с повышенным риском. Физическое насилие, эмоциональное насилие и небрежность могут быть связаны с бедностью и более низким социально-экономическим статусом.

Насилие – это вид отношений между людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб, травму, унижение или иногда, к сожалению, смерть. Основная причина жестокого обращения с детьми – внутренняя агрессивность, возникающая как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.

Дети (в частности маленькие дети) особенно уязвимы к жестокому обращению. У них нет возможности избежать насилия, получить эмоциональную поддержку вне семьи. Чем раньше ребенок столкнулся с жестоким обращением, чем беднее его опыт теплых и доверительных отношений с матерью, тем больше страдает его умственное и эмоциональное развитие.

Жестокое обращение с детьми – это любое действие или бездействие по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их заменяющих, а также учреждений или общества в целом, в результате которых нарушается физическое или психическое развитие, здоровье или благополучие ребенка, а также ущемляются его права и свобода.

Основные формы жестокого обращения с детьми:

– физическое насилие;

– сексуальное насилие;

– эмоциональное (психологическое) насилие;

– пренебрежение основными нуждами ребенка

Что такое физическое насилие?

Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо ответственными за воспитание.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения с взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения последними корыстных целей. Такие действия совершаются главным образом мужчинами и мальчиками в своих семьях.

Пренебрежение основными нуждами ребенка  (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию без намерения причинить вред.

А вот что такое психологическое насилие?

Психологическое насилие - форма воздействия на эмоции или психику партнера с помощью угроз, запугивания, оскорблений, критики, осуждений и т.п. То есть, постоянное вербальное негативное воздействие на другого человека. Чаще такому виду насилия подвергаются жены от своих мужей, намного реже, наоборот. Психологическое насилие в отношении ребенка сопровождает все формы жесткого обращения с детьми. По мнению специалистов, его влияние более разрушительно для личности ребенка по сравнению с физическим и даже сексуальным насилием.

Основные типы психологического насилия в отношении детей

Игнорирование

  • неспособность или нежелание выражать любовь и заботу по отношению к ребенку;
  • лишение ребенка необходимой поддержки, сочувствия;
  • игнорирование его основных нужд в безопасном окружении.

Отвержение

  • открытое неприятие, постоянная критика, негативные сравнения;
  • предъявление чрезмерных требований к ребенку, несоответствующих его возрасту и возможностям;
  • публичное унижение, демонстрация его отрицательных качеств.

Угрозы (или терроризирование)

  • угрозы наказанием, побоями или совершением насилия по отношению к ребенку или к тому, кого он любит;
  • оскорбление, унижение достоинства.

Изоляция

  • установление безосновательных ограничений на общение ребенка со сверстниками, родственниками или другими взрослыми;
  • запрет или ограничение без достаточных оснований на выход из дома.

Развращение

  • побуждение к развитию антисоциального поведения (воровство, проституция, порнография);
  • вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков;
  • поощрение саморазрушающего поведения.

Газлайтинг– одна из самых тяжелых форм психологического насилия. Использующий газлайтинг отказывает своему партнеру или ребенку в адекватности используя фразы «тебе показалось», «этого не было», «ты просто не понимаешь этого». Жертве внушается, что восприятие окружающего ошибочно, следовательно, появляется убеждение у жертвы, что она сходит с ума.

Неглект – игнорирование любых потребностей, аргументируя, что это человеку не нужно, умышленная неосторожность. Иногда абьюзер подталкивает своего партнера к пластическим операциям, отказывается заниматься бытом и детьми. В данной ситуации лучше всего изолировать себя от абьюзера.

Висхолдинг – отказ от обсуждения волнующей темы. 

Последствия жестокого обращения.

Итак, что же получается, когда с ребенком жестоко обращались – независимо от того, единичный это был случай или такое происходило систематически.

Вот основные последствия жестокого обращения:

  • задержка умственного и эмоционального развития у маленьких детей;
  • высокий уровень агрессивности, направленной как на других, так и на себя;
  • импульсивность;
  • низкий уровень самоуважения, низкая самооценка;
  • замкнутость, недоверие к окружающим;
  • высокая тревожность, боязливость;
  • эмоциональная неуравновешенность;
  • подавленное настроение, вплоть до депрессии;
  • психосоматические и нервные расстройства.
  • суицидальные попытки
  • возникновение различных зависимостей, например, алкогольной или наркотической.

Нарушения поведения у детей часто являются индикатором эмоционального неблагополучия и указывают на борьбу ребенка за внимание или власть, желание мести, демонстрацию своей несостоятельности. Выяснить подлинную причину таких нарушений можно на приеме у психолога.

Мы, взрослые, в силах научить ребенка ответственно относиться к своей жизни, ставить собственные цели, научиться прислушиваться к себе и своим чувствам, пресекать негативные воздействия и сообщать о том, что неприятно, не терпеть, когда что-то вызывает негативные переживания.

Для психологической поддержки можем научить несовершеннолетних обращаться на телефон доверия и другой квалифицированной помощью, где их выслушают, поддержат и определят вид помощи.

свернуть

Республиканская акция «Дом без насилия»

03.04.2023

Республиканская акция

«Дом без насилия»

 

С 13 по 14 апреля 2023 года проводится республиканская профилактическая акция «Дом без насилия» в соответствии с планом, утвержденным Министерствами внутренних дел, труда и социальной защиты, образования и здравоохранения. Основной этап акции будет реализован с 3 по 7 апреля.

Домашнее насилие является одной проблемой, которая существует во всех, без исключения, странах мира. Это, повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, сексуального, словесного, эмоционального и экономического оскорбления по отношению к своим близким с целью запугивания, контроля, чувства страха.

Домашнее насилие может встречаться в любой семье, вне зависимости от ее статуса. О таком насилии говорят в тех случаях, когда факты грубого и жестокого обращения не случайные и ситуативные, а регулярные, систематические и постоянно повторяются. Именно семейное насилие приобретает всеобщий характер и оказывает негативное влияние на всех членов семьи.

Семья представляет собой круг самых важных для нас людей, в семье мы рождаемся, усваиваем для себя важные ценности, традиции, приобретаем опыт семейной жизни и становимся личностью. Родители в семье становятся образцом для своего ребенка. И для любого ребенка очень важно, чтобы в семье царило спокойствие и любовь.

Чаще всего насилие случается с женщинами и детьми. Над ними издеваются не посторонние люди, а самые близкие – мужья, отцы, сыновья, братья.

Зачастую женщина, живущая в ситуации насилия, даже не догадывается, что происходящее с ней можно отнести к этой категории. При домашнем насилии партнер оскорбляет и унижает женщину, не разрешает ей видеться с подругами и родственниками, постоянно ее критикует, бьет ее или кричит и угрожает побоями, бьет детей, внушает чувство вины перед детьми и использует детей для опосредованного насилия и т. д.

В такой ситуации женщина постоянно живет в состоянии внутренней тревоги и страха, она боится при необходимости обратиться к близким и родным людям за помощью, боится, что ее партнер обо всем узнает, совсем не осознавая, что чем дольше она терпит ситуации насилия, тем больше она поддерживает долговременное насилие со стороны супруга.

Домашнее насилие является наиболее распространенным видом насилия на гендерной почве. Ежегодно регистрируются преступления, совершенные в быту. Ежедневно в органы внутренних дел поступают сообщения о фактах семейно-бытовых конфликтов, из которых свыше 70% составляют случаи домашнего насилия в отношении женщин и детей. В то же время, значительное количество случаев насилия не фиксируется, поскольку многие женщины склонны мириться с его проявлениями или предпочитают искать другие пути решения, не обращаясь с заявлениями в официальные органы. В этой связи большинство обидчиков остаются безнаказанными.

Особой проблемой является насилие над детьми. В отличие от взрослых, которым в редких случаях все же удается самостоятельно справиться с ситуацией, дети всегда нуждаются в нашей защите и помощи.

Если вы подозреваете насильственные действия в отношении ребенка (своего или чужого), обратитесь в органы опеки по месту жительства или в службы экстренной помощи для детей, подвергшихся физическому или сексуальному насилию:

 

8-801-100-16-11, 8-801-201-55-55 – общенациональная детская линия помощи

 

Если в вашей жизни имеют место факты насилия, вы можете обратиться за помощью по предоставлению жилого помещения (комнаты) на 10 дней бесплатно:

8 (0162) 43-59-13, +375 (29) 892-88-07 ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Московского района г. Бреста» – круглосуточный телефон.

 

Оказание экстренной психологической помощи (анонимно):

 

Телефон доверия 8 (0162) 51-10-13 (анонимно, круглосуточно, краткий номер 170) – УЗ «Брестский областной психоневрологический диспансер»;

 

8 (0162) 52-70-10 ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Бреста» (понедельник пятница с 8.00 13.00, 14.00 17.00);

 

8 (0162) 32-11-55, 8 (0162) 53-04-99Брестский областной ЦГЭиОЗ (понедельник пятница с 9.00 13.00, 13.30 16.30).

 

Помните! Вы не одиноки! Есть люди, которые готовы оказать помощь и поддержать Вас.                                       

 

Вероника Коневега, психолог отдела общественного здоровья Брестского областного ЦГЭиОЗ

свернуть

Если вы стали жертвой или свидетелем домашнего насилия - не молчите

03.04.2023

Если вы стали жертвой или свидетелем домашнего насилия - не молчите

 

Домашнее насилие является одной проблемой, которая существует во всех, без исключения, странах мира.

По определению ВОЗ, насилие – это преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом, которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб.

Домашнее насилие - повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, сексуального, словесного, эмоционального и экономического оскорбления по отношению к своим близким с целью запугивания, контроля, чувства страха.

Конфликт обычно имеет свое завершение, насилие же характеризуется систематичностью. Конфликт имеет в основе проблему, которую можно решить. В ситуации с насилием в семье один человек постоянно контролирует другого с применением силы, что приводит к психологическим и/или физическим травмам. Ужасающей особенностью домашнего насилия, усугубляющей психологическую травму, является то, что обидчик и пострадавший – близкие люди.

         Печально то, что находиться рядом с самыми дорогими тебе людьми порой бывает очень небезопасно и проблема семейного насилия, к сожалению, становится все актуальнее. Ставшие жертвой насилия в семье люди, как правило, не знают, что с этим делать, и продолжают дальше терпеть издевательства.

Семья – достаточно закрытая система, происходящие в ней негативные моменты (ссоры, конфликты, наказания), чаще всего, скрыты от окружающих и труднодоступны для общественности.

В семье наиболее частыми жертвами насилия становятся женщины и дети. Согласно официальным данным статистики каждая третья женщина в стране страдает от физического насилия в семье, в то время как за помощью обращается лишь треть из них.

К большому сожалению, дети могут становиться как невольными свидетелями, так и непосредственными жертвами насилия. Надо понимать, что периодические ссоры в семье явление рядовое и полностью избежать данного варианта выяснения отношения достаточно сложно. Опасность предоставляют ситуации, когда агрессия переходит границы и носит постоянный характер. Это может принести физический вред здоровью ребенка и негативно сказаться на его психическом состоянии, в том числе послужить причиной патологических изменений характера, перейти в дальнейшем во «вредную привычку» выяснять любой конфликт при помощи вербальной или физической агрессии.

Типы насилия в семье: физическое, психологическое, сексуальное и экономическое.

Экономическое насилие – это лишение человека ресурсов, необходимых для удовлетворения материальных потребностей. Партнер - тиран берет на себя контроль за семейным бюджетом, лишая возможности второй половине распоряжаться по своему усмотрению, не смотря на то, что деньги заработаны собственным трудом. Под любым предлогом жертве запрещается устраиваться на работу с целью лишения личных средств и полного контроля во всем, мотивируя это действие как заботу о семейном благополучии. Самое интересное, что применение экономического насилия абсолютно не зависит от достатка семьи: вымаливать деньги на самое необходимое приходится у «тирана» разного уровня достатка – всех их объединяет желание добиться контроля и лишить «жертву» всех возможных ресурсов.

Психологическое насилие – чаще всего встречающийся вид насилия в семье, к нему относят: крик, ругань, угрозы, унижение, оскорбление, контроль поведения, изоляция, ограничение круга общения жертвы, «промывание мозгов», допросшантаж, угрозы причинения насилия.

Психологическое (эмоциональное) насилие – это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим, моральные угрозы, оскорбления, шантаж. Психологическое насилие – это домашнее насилие без синяков и ссадин. Во многих внешне благополучных семьях, в которых немыслимо поднять руку на женщину или ребенка, психологический прессинг становится нормой, единственным способом общения. Многие не считают психологическое насилие такой серьезной проблемой, как физическое. При психологическом насилии игнорируются все высказывания жертвы, с ее мнением показательно не считаются, человека выставляют в худшем свете, все поступки оцениваются изначально как недостойные. Начинается тотальный контроль за действиями партнера – куда идти, что одеть, что делать и т.д. Человек ищет и находит, порой доходящий до абсурда, повод неподчинения его мнению. На все вопросы относительно того, почему кто-то должен делать все, как хочет тиран, ответ однозначен: «Потому что я так хочу!»,  «Потому что я лучше знаю, что и как надо делать!». Всякий раз, когда тиран ощущает неподчинение, он набрасывается с резкой критикой, обвинениями и руганью. Цель, которую преследует он  - морально подавить жертву, выставить в плохом свете, снизить самооценку.    

Сексуальное насилие – любое принудительное сексуальное действие или использование сексуальности другого человека. Сексуальное насилие – это посягательство на половую неприкосновенность человека. Это продолжение психоэмоциональной тирании. Тиран использует «жертву» как средство достижения своего сексуального удовлетворения, не считаясь ни с желаниями, ни с интересами, ни с предпочтениями другого человека.

Физическое насилие – это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни. Часто физическое насилие вырастает из насилия психологического. Покорность женщины, которая согласна на все, как раз и доводит истязательства до побоев. Такая тирания, как правило, применяется тираном в случаях, когда ни один из вышеперечисленных видов тирании не возымел результат. Поэтому, чтобы подчинить партнера собственной воле, тиран пускает в ход кулаки. И каждый раз побои становятся все жестче, а душевные и физические раны – все глубже.

 

Причины насилия в семье

Внешние причины – это те причины, которые зависят не столько от решений или поступков конкретного человека, сколько от сопутствующих явлений:

распространение в обществе алкоголизма, наркомании;

попустительство и кризис морали в обществе;

культ жестокости;

стереотипы – «Бьет – значит, любит!», «Бьют всех», «Пощечины и удары – это не серьезно» и т. д.;

влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия над личностью, картины террористических актов, акты вандализма, садизма;

убеждения некоторых религиозных течений (сект), где принята точка зрения, что замужние женщины могут и должны подвергаться домашнему насилию независимо от конкретных причин;

традиционный взгляд на положение женщин, мужчин и детей, в котором подчеркивается, что мужчина – абсолютный глава семьи, который наделяется «исключительными» полномочиями.

Внутренние причины – это причины, которые зависят от конкретного человека, его психического здоровья, полученного жизненного и семейного опыта, уровня самосознания, образования и культуры, наличие вредных привычек и образа жизни:

копирование модели взаимоотношений родителей;

стресс, полученный в результате неблагоприятной обстановки в семье;

недостаток любви в детстве (тоже может стать причиной агрессии);

генетически заложенный тиранический характер, врожденное стремление к власти и контролю над людьми в общем и партнером, в частности;

желание неуверенных в себе мужчин исключить возможных соперников своим тираническим поведением;

низкая культура поведения (нецензурная лексика, неуважительное отношение к девушке/женщине исключительно как к сексуальному объекту);

алкоголизм или наркомания одного или двоих членов семьи, когда человек, пребывая под воздействием тех или иных психотропных веществ, вряд ли может поступать адекватно;

 сложное экономическое положение, которое приводит к дополнительному напряжению в семье;

отклонения в психическом здоровье;

низкий образовательный и культурный уровень.

Насилие носит цикличный характер.

Первая фаза. Активный рост напряжения (критика).

Вторая фаза. Активное насилие (припадки гнева).

Третья фаза. «Медовый месяц» (главная ловушка насилия).

Как правило, жертвы свято верят в чудесное исцеление «тирана», а потому готовы жалеть и прощать. Но, после раскаяния, рыданий и клятв в любви – все повторится: замечания, претензии, запреты, гнев, побои и вновь – раскаяние.

Насилие подобно снежному кому, который со временем становится все больше и остановить его невозможно. Промежутки, во время которых цикл насилия повторяется, становится все меньше и меньше, а страданий и боли - больше. Тот, кто бьет и издевается, не сможет стать нежным и любящим. Согласитесь, в состоянии стресса может оказаться абсолютно любой человек, но он не станет подвергать насилию тех, кого он любит.

Тем, кто подвергся и подвергается домашнему насилию кажется, что ситуация безвыходная и никто и ничто не сможет помочь…

ПОМНИТЕ!

В 95 % случаев, если насилие уже имело место, оно повторится.

Безнаказанность - наиболее мощный фактор, провоцирующий насилие.

Каждое преступление обязательно влечет заслуженное и справедливое наказание.

Если у вас есть дети, сделайте все возможное, чтобы они не стали жертвами домашнего насилия.

Вы не одиноки - есть люди, которые готовы оказать помощь и поддержать.

Выход есть всегда!

 

Не допускайте насилие в любом его проявлении!

Обратитесь за помощью!

 

8-801-100-16-11, 8-801-201-55-55 – общенациональная детская линия помощи

Если в вашей жизни имеют место факты насилия, вы можете обратиться за помощью по предоставлению жилого помещения (комнаты) на 10 дней бесплатно:

8 (0162) 43-59-13, +375 (29) 892-88-07 – ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Московского района г. Бреста» – круглосуточный телефон.

 

Оказание экстренной психологической помощи (анонимно):

Телефон доверия 8 (0162) 51-10-13 (анонимно, круглосуточно, краткий номер 170) – УЗ «Брестский областной психоневрологический диспансер»;

8 (0162) 52-70-10 ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Бреста» (понедельник – пятница с 8.00 – 13.00, 14.00 – 17.00);

8 (0162) 32-11-55, 8 (0162) 53-04-99 – Брестский областной ЦГЭиОЗ (понедельник – пятница с 9.00 –13.00, 13.30 – 16.30).

 

 

Заведующий отделом

общественного здоровья

Брестского областного ЦГЭиОЗ                                           Елена Тищенко

 

 

 

свернуть

Школа без насилия

Памятка для родителей "Как оградить ребёнка от насилия"

ГУО «Социально-педагогический центр Ивацевичского района»

 

Памятка родителям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Ребенок больше всего нуждается в нашей любви,

когда он меньше всего ее заслуживает»

Эрма Бомбек (журналистка, писательница)

 

«Как оградить ребенка от насилия»

 

  1. Научите вашего ребенка, что он имеет право сказать «Нет»любому взрослому, если почувствует исходящую от него опасность
  2. Научите своего ребенка громко кричать «Это не моя мама!»(или «Это не мой папа!»), если кто-то попытается схватить его. Это привлечет внимание окружающих и отпугнет преступника
  3. Научите вашего ребенка сообщать вам, куда он идет, когда собирается вернуться и звонить по телефону, если неожиданно планы поменяются
  4. Старайтесь сами забирать ребенка из детского сада или школы. Если за ним придет кто-то другой, предупредите об этом заранее воспитателя или школьного учителя
  5. Придумайте пароль для вашего ребенка и научите его никогда не садиться в машину к незнакомому человеку и никуда не уходить с ним, если он не знает пароль
  6. Убедите вашего ребенка в том, что гулять в компании друзей гораздо безопаснее, чем одному, особенно в позднее время. Преступника всегда привлекает одиноко гуляющий ребенок
  7. Научите вашего ребенка пользоваться телефоном. Номера домашнего телефона и телефонов служб помощи он должен знать наизусть
  8. Фотографируйте вашего ребенка не реже одного раза в год, а имеющееся у вас описание внешности и особых примет ребенка поможет вам в том случае, если он потеряется или будет похищен
  9. Будьте такими родителями, которым ребенок сможет рассказать обо всем, что с ним случится. Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда будете любить его и никогда не перестанете искать, если он потеряется или будет похищен

 

 

Уважаемые родители! Постарайтесь не пугать вашего ребенка, но добейтесь того чтобы он твердо запомнил  правила

Советы родителей для самых маленьких

Никогда не садись в автомобиль с незнакомым человеком. Если кто – то об этом просит – немедленно расскажи родителям

Всегда играй в компании друзей

Никогда не принимай подарки (сладости) от незнакомцев без разрешения старших.

Никогда не соглашайся, куда-либо идти в сопровождении незнакомых людей, кричи со всей силы, если кто-то хочет тебя заставить сесть в автомобиль или куда-то идти

Запомни свой адрес и номер телефона, телефон 102, всегда носи с собой список телефонов родителей

Запомни секретный пароль, и соглашайся идти только с людьми, которые знают пароль

Никогда не позволяй кому-то прикасаться к тебе. Сразу расскажи старшим, если это случилось

Помни, что твои родители любят тебя и никогда не накажут за сообщение правды

В случае нападения беги к зданию с вывеской «Здесь можно вызвать милицию».

Советы родителей для детей младших классов

Всегда сообщай родителям, куда ты идешь

Всегда гуляй в компании друзей

Не ходи с друзьями в безлюдные места ночью

Не принимай подарков от незнакомцев

Если кто - то предлагает сопровождать тебя – спроси разрешения у  родителей

Если испугался – беги к людям

Ни с кем не обсуждай своих проблем, как бы плохо тебе не было

Не открывай никому дверь и не отвечай на вопросы через дверь

Если кто – то пытается ворваться в квартиру, звони в милицию а затем открой окно и кричи, зови на помощь

Если люди в автомобиле спрашивают тебя, как куда-нибудь доехать, – не подходи близко и ни в коем случае не соглашайся сопроводить их даже если тебе по пути

Никто не имеет право прикасаться к тебе. Не стесняйся сказать это тому, кто это попробует сделать

Если кто - то испугал тебя, сразу иди в безопасное место, туда, где много людей

Всегда настаивай на получении разрешения от родителей, если тебя куда-нибудь приглашают

Советы родителей для подростков

Не убегай из дома! Если жизнь дома невыносима, поговори с преподавателем, или кем-то кого ты уважаешь. Как только ты убежишь из дома, ты окажешься в руках людей, которые попробуют использовать тебя в наркобизнесе, порнографии или проституции

Будь очень осторожен с людьми, предлагающими свою дружбу. Помни, что, когда ты чувствуешь себя одиноким или угнетенным, вы – простая цель для негодяя, который притворно будет заботиться о тебе

Никогда не принимай приглашения в безлюдные или неизвестные места. Будь осторожен с людьми, предлагающими тебе работу со слишком хорошей оплатой. Если хочешь подработать, найди работу через знакомых.

Никогда не соглашайся, чтобы тебя фотографировали незнакомые люди, даже если они обещают сделать тебя знаменитым и говорят, что все знаменитости так начинали

Никогда не садись в автомобиль с незнакомцами

Гуляй в группах или с другом

Всегда сообщай родителям, где вы с друзьями собираетесь быть, и сообщай им об изменении планов

Никто не имеет право прикасаться к тебе без твоего согласия. Не стесняйся сказать это тому, кто это попробует сделать

Доверься интуиции, если тебе страшно, значит, на это есть причины

Как уберечь ребенка от сексуального насилия

Несколько советов, которые помогут уберечь вашего ребенка от опасности.

Расскажите детям об их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами.

ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим.

Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 22.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.

Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.

Если относительно какого-то незнакомца у ребенка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут. По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

Особое внимание ребенок должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.

ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.

НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).

Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники нарушали их половую неприкосновенность.

Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

 

Уважаемые родители, помните: дети – это ваше будущее, ваша частичка, которая выживает в этом мире только с помощью вашего понимания, любви и заботы!

 
   

 

 

 

Педагог-психолог Жихор Светлана Алексеевна

 

Ивацевичи 2022

свернуть

ПАМЯТКА для несовершеннолетних "Защити себя от насилия"

ГУО «Социально-педагогический центр Ивацевичского района»

 

Памятка для несовершеннолетних

«Как защитить себя от насилия?»

Сегодня дети, как никогда раньше, подвергаются опасности стать жертвами преступлений. За последние годы количество преступлений, направленных против детей, выросло во много раз.

Вероятность стать жертвой преступления в настоящее время для ребенка достаточно велика. Пренебрегая простейшими правилами безопасности, дети и их родители, сами того не подозревая, временами помогают злоумышленникам. Оставленные без присмотра вещи, демонстрация дорогих мобильных телефонов, записка в двери «ключ под ковриком» и множество других просчетов часто помогают или толкают человека на совершение преступления. Чтобы свести к минимуму риск стать жертвой преступления необходимо своевременно задуматься над вопросом

«А что нужно для этого сделать»?

Потенциальную жертву поджидают в подъезде, на вокзале, на остановке транспорта, в лесу. Вечером или ночью – в темных аллеях, на пустырях и на стройках.

ПОМНИ!

-Если ты пришёл домой, а дверь в квартиру открыта, не заходи, осторожность не помешает. Обратись к соседям с просьбой позвонить от них домой и, если трубку не снимают, следует вызвать милицию.

-Если ты увидел возле квартиры постороннего, не стоит подходить к нему, следует пройти в другой конец лестничной площадки и позвонить к соседям, когда они откроют, попросить их о помощи.

-Если тебе показалось, что ты встречаешь одного и того же человека по дороге в школу или он стал часто появляться рядом, расскажи об этом родителям и попроси их провожать и встречать тебя, смени маршрут. Он должен быть безопасным. Двигайся по освещенным улицам, обходи стороной парки и лесные массивы. Следует помнить: короткая дорога не самая лучшая!

-Лучше не входить в лифт с незнакомцем.

-Преступник может сыграть на любопытстве. Не соглашайся прогуляться по пустынному парку, заглянуть в гараж, подъезд, подвал, на чердак, если тебе обещали показать там нечто интересное.

Соблюдай осторожность везде и всегда.

  • Не убегай из дома! Если жизнь дома невыносима, поговори с педагогом, другом или близким для тебя человеком;
  • Будь очень осторожен с людьми, предлагающими свою дружбу;
  • Никогда не принимай приглашения в безлюдные или неизвестные для тебя места;
  • Будь осторожен с людьми, предлагающими тебе работу со слишком хорошей оплатой. Если хочешь подработать, лучше найди работу через знакомых;
  • Никогда не соглашайся, чтобы тебя фотографировали незнакомые люди, даже если они обещают сделать тебя знаменитым и говорят, что все знаменитости так начинали;
  • Никогда не садись в автомобиль с незнакомыми людьми;
  • Не гуляй в одиночестве, гуляй вместе с другом или группой сверстников;
  • Всегда сообщай родителям, где вы с друзьями собираетесь находиться в ближайшее время, и сообщай им об изменении планов;
  • Никто не имеет право прикасаться к тебе без твоего согласия. Не стесняйся сказать это тому, кто это попробует сделать. Чтобы избежать сексуального насилия, совсем не обязательно сидеть дома, заперевшись на все замки. Страх плохой помощник, он не должен мешать тебе жить. Главное будь уверен в себе, это поможет сделать тебя неуязвимым для насильника.

 

Доверься интуиции, если тебе страшно, значит, на это есть причины…

 

Дополнительную информацию вы можете получить по телефону: 97405

ГУО «Социально-педагогический центр Ивацевичского района»

Адрес: г.Ивацевичи, ул. Коммунистическая, 29

Запомни!

Чем больше свидетелей у чужого несчастья, тем больше шансов у жертвы получить помощь…

Б. Лабейн

 

Педагог-психолог Жихор Светлана Алексеевна

 

Ивацевичи 2022

свернуть

Булет для классного руководітеля по профилактіке насилия

Буклет для родителей "ВОСПИТАНИЕ без НАСИЛИЯ"

БУКЛЕТ для несовершеннолетних по профилактике насилия

Буклет для взрослых "Профилактика жестокого обращения и насилия над детьми"

Как вести себя если ребёнок рассказал вам о насилии

По материалам  методических рекомендаций по своевременному выявлению и информированию специалистами учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, работающих с детьми и молодежью, по выявлению признаков сексуального насилия и эксплуатации в отношении несовершеннолетних, алгоритму действий при выявлении, порядку информирования об этом правоохранительных органов.

свернуть

Маркеры насилия

Информация для педагогов и педагогических работников

 

Насилие над ребенком – это любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушаются его здоровье и социальное благополучие, создаются условия, мешающие оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются права и свободы ребенка.

Выделяют три вида насилия: физическое, сексуальное, психологическое (психоэмоциональное), пренебрежение основными нуждами ребенка. Какой бы ни была ситуация насилия, она всегда сопровождается эмоциональной жестокостью, что причиняет ущерб развитию личности.

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку побоев, травм, повреждений, вследствие чего страдает его физическое и психическое здоровье. Формы физического насилия: включают такие действия как битье, пинки, укусы, ожоги, резкие толчки или нанесение ребенку физических повреждений другими способами.

Сексуальное насилие - вовлечение ребенка  с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие всегда наносит вред физическому, психическому или психосексуальному здоровью ребенка. Формы сексуального насилия: предложения сексуального характера, сексуальные ласки, демонстрация гениталий, мастурбация взрослого в присутствии ребенка, оральный секс, вагинальное или анальное проникновение каким-либо объектом или предметом, включая пальцы или пенис, демонстрация порнографии и использование ребенка в порнографических целях, принуждение ребенка к сексуальному поведению с животным, вуайеризм, сексуальная эксплуатация ребенка с целью получения выгоды в денежной или иной форме.

Психологическое (психоэмоциональное) насилие – это враждебное или безразличное отношение к ребенку/подростку, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации ребенка, у которого создается впечатление, что он никчемный, нелюбимый, порочный и заслуживающий подобного негативного отношения. Формы психологического (психоэмоционального) насилия:

   отвержение (действия, демонстрирующие неприятие ребенка, принижающие его достоинство);

   терроризирование (угроза причинить ребенку физический вред, постановка перед ребенком сверхсложных задач с угрозой наказания за их невыполнение);

   изоляция (необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками);

   эксплуатация/развращение (побуждение к антисоциальному поведению: преступной деятельности, проституции, порнографии, употреблению наркотиков);

   игнорирование (отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка, формальное взаимодействие с ребенком).

Пренебрежение потребностями ребенка означает неспособность родителей реагировать на нужды ребенка и включает отсутствие заботы о его физическом состоянии, о получении им образования и эмоциональную безучастность.

  • Отсутствие заботы о физическом состоянии ребенка: отсутствие контроля над ним; родители не заботятся о его здоровье, оставляют его, выгоняют из дома или отказываются принимать домой ребенка, который сбежал и вернулся.
  • Пренебрежение образованием ребенка: ребенок часто опаздывает в школу и часто пропускает занятия; родители утром не будят ребенка в нужное время, чтобы он успевал к началу занятий; родители не интересуются школьными проблемами и успеваемостью ребенка и др.
  • Заброшенность здоровья ребенка: отсутствует систематическая диспансеризация ребенка, необходимая в его возрасте; родители отказываются от необходимых для ребенка медицинских процедур или избегают их; ребенку не покупают необходимые лекарства; не обращают внимания на соматические жалобы и вовремя не обращаются к врачу.
  • Эмоциональная безучастность родителей: нежелание или неспособность установить с ребенком прочную привязанность и оказывать ему психологическую поддержку; супружеское насилие в присутствии ребенка; в позволение ребенку принимать алкоголь или наркотики; равнодушное отношение, игнорирование, отсутствие одобрения, нежелание эмоциональной близости с ребенком; вербальные угрозы, оскорбления, унижения, обзывания его такими словами как «дебил», «тупица», частые выражения сомнения в интеллектуальных возможностях, в том числе публичные, понижающие самооценку ребенка, экстремальные и нетипичные формы наказаний – запирание его в темном туалете, пассивное лишение любви и др.

 

Маркеры сексуального насилия над несовершеннолетними

 

Наличие в поведении детей описанных ниже симптомов позволяет с высокой долей вероятности предположить, что по отношению к ним было совершено сексуальное насилие.

  1. Необычные сексуальные познания, нехарактерные для данного возраста.
  2. Повторяющиеся, неадекватные для возраста и уровня развития сексуальные игры, включая игры игрушками.
  3. Сексуализированные выражения привязанности.
  4. Чрезмерная самостимуляция гениталий (ребенка невозможно отвлечь от этого занятия).
  5. Имитация полового акта с другими детьми или же сексуальное внимание к животным.
  6. Сексуализированные поцелуи во взаимоотношениях с друзьями.
  7. Компульсивное сексуальное поведение (хватание за грудь, гениталии, раздевание и т.п.).
  8. Внезапные изменения чувств по отношению к человеку или месту.
  9. Частая бессонница и легко возникающая реакция внезапного испуга.
  10. Необычная боязнь какого-нибудь конкретного человека или группы людей, боязнь возвращаться домой, боязнь идти в группу или, наоборот, оставаться в одиночестве, страх перед реальными или воображаемыми объектами, продолжающийся гораздо дольше, чем обычно.
  11. Наличие между ребенком и более старшим человеком особых, необычных, секретных взаимоотношений, особенно если в них присутствуют уговоры, заманивания и подарки.
  12. Кошмары, ночные страхи и другие нарушения сна.
  13. Саморазрушающее поведение (злоупотребление алкоголем, токсическими препаратами, проституция, самоповреждение, суицидальная угроза, попытки суицида, подверженность всяческим несчастным случаям), побеги из дома.
  14. Выраженные изменения в поведении: протестное, чрезмерно агрессивное поведение, вызывающее трудности в общении с другими детьми в школе, или, наоборот, пассивное, подчиняемое, чрезмерно уступчивое, угодливое, а также правонарушающее поведение.
  15. Спонтанное вранье, спутанный образ собственной реальности.
  16. Общее недоверие к взрослым или специфическое недоверие к взрослым одного пола (только к мужчинам или только к женщинам).
  17. Проблемы утраты навыков гигиены, приводящие к тому, что ребенка вновь приходится приучать ходить в туалет.
  18. Возможное снижение обучаемости, которое может некоторое время не проявляться и выявиться только на поздних стадиях развития.
  19. Возврат к инфантильному детскому поведению: энурез, сосание пальца, сильный немотивированный плач, вспышки раздражения, или, наоборот, слишком взрослое, псевдовзрослое поведение.
  20. Чрезмерная привязанность или чрезмерная потребность в выражении привязанности.
  21. Хроническая депрессия, уход в себя, фобии.
  22. Плохие взаимоотношения со сверстниками, низкая самооценка, плохой уход за собой.

 

ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

 

Изменения

Дошкольный и младший школьный возраст (4-7 лет)

Младший школьный и ранний подростковый возраст (8-11 лет)

Подростковый возраст и ранний юношеский возраст (12-17 лет)

Физиологические

Нарушения сна: частые просыпания, кошмары и т.д. Энурез, энкопрез. Боли в животе

Нарушения сна. Боли в животе. Тошнота. Рвота. Расстройства стула. Частое мочеиспускание.

 

Нарушения сна. Головные боли. Тремор. Тики.

Эмоциональные

Генерализованный страх. Нарушения речи – отказ от речи, «немые вопросы» и др. Тревоги, связанные с непониманием смерти, фантазии о «лечении от смерти», ожидания, что умершие могут вернуться, напасть. Агрессивность.

Озабоченность своей ответственностью и/или виной. Специфические страхи, запускаемые воспоминаниями или пребыванием в одиночестве. Страх быть подавленным собственным переживанием. Страх и чувство изменённости, вызванное собственными реакциями горя, страх призраков, привидений и т.п.

 

Стыд и чувство вины. Страх оказаться ненормальным. Жажда мстить и построение планов мести. Острое чувство одиночества

Когнитивные

Познавательные трудности. Приписывание воспоминаниям о травме мистических свойств. Трудности осознавания причин своего беспокойства

Нарушения концентрации внимания. Нарушения памяти. Трудности при обучении.

Нарушения концентрации внимания, рассеянность. Нарушения памяти. Осмысление своих страхов, чувства уязвимости и других эмоциональных реакций.

Поведенческие

Беспомощность и пассивность в привычной деятельности. Повторяющиеся проигрывания травмы. Тревожная привязанность (цепляние за взрослых, нежелание быть без родителей). Регрессивные симптомы (сосание пальца, лепетная речь). Различные нарушения общения. Трудности адаптации к детским учреждения.

Пересказы и проигрывание событий (травматические игры), искажение их картины и навязчивая детализация. Забота о безопасности своей и других людей. Нарушенное или нестабильное поведение (например, агрессивное или безрассудное, негативизм). Забота о других жертвах травмы.

«Срывы» в алкоголизацию, секс, противоправное поведение. Опасный стиль жизни. Саморазрушающее или рискованное поведение. Резкие изменения в межличностных отношениях. Преждевременное вхождение во взрослую жизнь (прогулы школы, побеги).

 

Жестокое обращение с детьми и его последствия:

Нарушения физического и психического развития.

Такие дети:

  • отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников;
  • позже начинают ходить, говорить, реже смеются;
  • значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки;
  • часто наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом;
  • у них припухлые, «заспанные» глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности - педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

Психологические особенности:

  • часто испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины. Или чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками;
  • любым путём привлекают к себе внимание, что иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения;
  • несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками (при сексуальном насилии);
  • низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению чувства вины, стыда, неполноценности;
  • высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.

Социальные последствия:

  • трудности социализации: у них нарушены связи с взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др.;
  • пристрастие к алкоголю, наркотикам; они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия;
  • проституция, нарушение половой ориентации, трудности при создании собственной семьи; они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

 

Признаки в поведении родителей (законных представителей), склонных к жестокому обращению с детьми:

  • противоречивые, путаные объяснения причин возникновения травмы у ребенка, обвинение в случившемся самого пострадавшего;
  • отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью, зачастую – лишь по инициативе посторонних лиц;
  • неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или преуменьшить;
  • эмоциональная холодность в обращении с ребенком, отсутствие ласковых слов и жестов;
  • обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве;
  • негативная характеристика ребенка, возложение на него ответственности за собственные неудачи, отождествление с нелюбимым родственником;
  • алкогольная или наркотическая зависимость, признаки психических расстройств или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение и т. п.).

 

 

свернуть