Абитуриенту-2021

СОВЕТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ВЫПУСКНИКАМ

Как справиться с волнением на экзамене

 Волноваться перед экзаменом – это нормально. Главное, суметь взять себя в руки и выдать все, что удалось запомнить и изучить.

Накануне экзамена стоит хорошенько выспаться. Во-первых, ты отдохнешь, и появятся силы для экзамена и ясная голова. Во-вторых, утро вечера мудренее - все, что прочитано перед сном, наутро крепко засело в памяти.

Завтрак должен быть плотным: каша, бутерброд с сыром, крепкий сладкий чай, омлет или творог. А вот от кофе лучше отказаться, он поможет взбодриться лишь на короткое время. Даже если кусок не лезет в горло – поесть необходимо. Иначе через пару часов в крови понизится содержание сахара, голова думать откажется, закружится и заболит. Мало того, от голода и перенапряжения ты ослабеешь и можешь даже упасть в обморок! Но переедать перед экзаменом тоже не стоит, иначе в самый ответственный момент захочется спать. Не забудь взять с собой шоколад, орехи, фрукты или сухофрукты для перекуса. И, конечно же, не обойтись без простой воды. Так ты легко сможешь подкрепиться в ожидании экзамена.

По дороге на экзамен или тестирование можно слушать музыку: так ты оградишься от всего, что мешает тебе сосредоточиться, а музыка успокоит и снимет напряжение. Лучше всего, если это будут твои любимые композиции, но не депрессивные, а энергичные. 

Если же волнение все же дает о себе знать – не пей никакие успокоительные! Они сделают тебя сонной мухой, и твои реакции будут заторможенными. Разве это нужно на экзамене?

Лучше воспользуйся аутотренингом. Вспомни свою победу – любую, тот момент, когда ты лопался от счастья и гордости. Это может быть забитая шайба, выигранный конкурс, победа в соревновании и т.д. И постарайся вспомнить и прочувствовать те эмоции, которые переполняли тебя тогда. Настройся только на успех. Ведь мы сами себя программируем. Не допускай ни единой грустной мысли! Надо думать так: «Я спокоен, я уверен в себе, я справлюсь, я все помню, я смогу!» И повторяй это «заклинание» про себя почаще.

Избегай тех, кто не может справиться со своим волнением – они заразят им тебя. Не забывай и про дыхание! Оно здорово поможет, если ты вдруг разволнуешься: закрой глаза, дыши ровно, спокойно, делая глубокие вдохи (через нос) и выдохи (через рот).

Чтобы снять напряжение, надо сначала расслабить тело: потянись, разомни плечи, шею, сделай круговые движения влево и вправо, легко помассируй руки и голову. Кстати, ненапряженная, свободная поза на экзамене – лишний тебе плюс, ведь спокойно держатся те люди, которые уверены в себе и своих ответах.

Если тебе уже кажется, что все пропало, волнение захлестывает, ты «плаваешь» и не можешь найти точку опоры, подумай о том, что этот экзамен - ерунда в масштабах Вселенной! И еще полезно уверить себя в том, что «я делал что должно, теперь пусть будет что будет». 

Ни пуха, ни пера!

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

 

  • Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене; не критикуйте ребенка после экзамена. 
  • Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
  • Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов- это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
  • Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
  • Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
  • Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
  • Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
  • Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
  • Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
  • Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
  • Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
  • Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). 
  • Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
  • Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
  • Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
  • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл   (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
  • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
  • если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

 

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Семейная психотерапия

Необходимо создать для подростка благоприятную психологическую среду, поддерживающую преодоление им стресса, связанного с экзаменами. Такая среда создается следующими приемами:

 

  • Более частый контакт родителей с ребенком – в перерывах между его занятиями, за совместной едой, вечером перед сном. 
  • Совместное и ежедневное подведение позитивных итогов дня – вечерами за чаем Вы можете рассказывать ребенку, что самого успешного было у Вас за день, и попросить его рассказать о своих успехах в подготовке к экзамену. Каждый успех взаимно поощряется.
  • Совместные с ребенком воспоминания о прошлых успехах в сдаче экзаменов.
  • Вы можете рассказать ребенку о своих собственных переживаниях на экзаменах и иных испытаниях и об опыте их успешного преодоления.
  • Стиль общения с ребенком – оптимистический, задорный, с юмором.

 

Первым шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо приучить ребенка к успеху, удаче. 

ВАМ, родители, нужно поддерживать уверенность в силах вашего ребенка. Чувствовать себя уверенно легче в том случае, когда за спиной надежный тыл, любящие люди. Родители, не любящие своих детей, - явление редкое, но подростков, абсолютно уверенных в родительской любви, не так уж и много. Объясняется это противоречие просто. Родители из лучших побуждений часто говорят о недостатках, указывают на ошибки. Вы – взрослые, считаете, что ребенок поймет, однако подростки ориентируются на прямое значение слов. Часто слыша о собственных недостатках и редко о любви, эмоциональной поддержке, внимании и заботе не материальной, ребята начинают сомневаться во всем(во взаимоотношениях  к себе, в своей самооценке). 

Не бойтесь прямо говорить ребенку о том, что он любим, не зависимо от жизненных ситуаций, говорите о своих чувствах, они более понятны, чем просто лекции или долгие объяснения. ("Ты должен учить уроки", "Хватит гулять делай то-то").

Уважаемые учителя!

  • Сосредотачивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки.
  • Помогайте учащимся поверить в себя и свои способности.
  • Помогайте избегать ошибок.
  • Поддерживайте при неудачах.
  • Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена.
  • Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребёнка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку.
  • Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ЭКЗАМЕНАМ.

Психологический настрой выпускников зависит и от учителей предметников, их действий и слов. 

Вследствие этого представляется необходимой также специальная подготовка педагогов, заключающаяся в обучении приемам создания ситуации успеха. 

Прежде всего необходимо ознакомить учащихся с методикой подготовки к экзаменам. 

Помогите учащимся распределить темы подготовки по дням. Дети должны понять, что зазубривание всего фактического материала малоэффективно, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. 

Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Необходимо показать детям на практике, как это делается. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и поместить на видных местах. Полезно использовать при подготовке такой прием, как работа с опорными конспектами (схема материала). Разработайте вместе с учениками систему условных обозначений и не жалейте времени на оформление конспекта на большом листе или на доске. Старшеклассники хорошо усваивают содержание материала через такую простую и приятную для них деятельность. 

Подготовку к экзаменам следует начинать заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче каких-нибудь зачетов и пр., т.е. в ситуациях не столь эмоционально напряженных. 

Психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями. Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте школьников ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у них будет формироваться навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст им спокойствие и снимет излишнюю тревожность.

 Посоветуйте детям во время тренировки по тестовым заданиям обратить внимание на следующее: 

а) сначала нужно пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

 б) внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам, уже предполагают ответ и торопятся его вписать); 

в) если вопрос вызывает трудности, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться. 

Повышайте уверенность учащихся в себе, так как чем больше подросток боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок. Подбадривайте учащихся, хвалите их за то, что у них хорошо получается. Кстати, если старшеклассник поражает Вас каменным спокойствием — это не так уж и хорошо. Отсутствие некоторого волнения на экзамене часто мешает хорошим ответам. 

Познакомьте детей с приемами снятия нервно-психического напряжения, саморегуляции эмоционального состояния. Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения хорошо подходят релаксационные упражнения, самовнушение и другие методы эмоциональной саморегуляции. Освойте эти упражнения сами (взрослым они тоже не помешают!). Включайте эти упражнения в структуру урока, используйте их для настроя класса перед контрольными работами. 

И, самое главное, не забывайте об «оптимистической гипотезе», верьте в свои силы и возможности Ваших учеников!

ФОРМУЛА – НАСТРОЙ

 НА УСПЕШНУЮ СДАЧУ ЭКЗАМЕНА

  1. Я хочу сдать экзамен.
  2. Мое желание - иметь твердые знания.
  3. Я вижу себя, как человека знающего, способного хорошо сдать экзамены.
  4. Я способен добиться своей цели - успешно сдать экзамены.
  5. Я все умею, все могу сделать, сдать экзамен, я ничего не боюсь.
  6. Я не допускаю ни малейших сомнений в том, что я могу успешно сдать экзамен.
  7. Я верю в то, что успешно сдам экзамен.
  8. Я твердо уверен в том, что я успешно сдам экзамен.
  9. Все люди видят меня как человека знающего, уверенного.
  10. Я способен добиться своей цели и с одного раза ярко, твердо запомнить на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.
  11. Все знающие меня учителя относятся ко мне как к ученику, с одного раза запоминающему на всю жизнь весь прочитанный материал.
  12. Я использую все свои духовные силы для того, чтобы успешно сдать экзамены.
  13. Мне нравится успешно сдавать экзамены.
  14. Я люблю успешно сдавать экзамены.
  15. У меня хорошие, твердые знания.
  16. Я способен смотреть миру в лицо, ничего не боясь, потому что у меня твердые знания и я способен успешно сдавать экзамены.
  17. Твёрдо уверен в том, что знаю учебный материал и готов.

Перед экзаменом можно провести аутотренинг

  • «Я смогу справиться», «Я учился хорошо», «Я могу сдать экзамен», «Я уверен в своих силах»
  • «Экзамен – лишь только часть моей жизни»
  • «Я умею полностью расслабиться, а потом быстро собраться»
  • «Я могу управлять своими внутренними ощущениями»
  • «Я справляюсь с напряжениями в любой момент, когда пожелаю»
  • «Что бы ни случилось, я сделаю всё от меня зависящее, чтобы достичь желаемого»
Ещё в этом разделе