План работы по гражданско -патриотическому воспитанию

 

Задачи:

- приобщение учащихся к изучению героической истории Отечества;

- воспитание уважения к памяти защитников Отечества, погибших при исполнении воинского долга;

- изучение и пропаганда национальных традиций;

- формирование политико-правового понимания воинского долга, политических событий, процессов в обществе;

- создание условий для творчества детей, их гражданского становления;

- формирование активной жизненной позиции школьников;

- психологическая и физическая подготовка к военной службе, закрепляющая на практике знания, умения и навыки, полученные учащимися на занятиях по ОБЖ;

- активное изучение учащимися исторических страниц воинской славы российского оружия;

- проведение комплекса профориентационных мероприятий по пропаганде профессии защитника Отечества;

- развитие самоуправления и общественной активности учащихся;

- профилактика безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков.

1 класс

Основные направления

Задачи

Виды деятельности, формы занятий

воспитательные

учебные

1.

Патриотическое

просвещение:

-С чего начинается

Родина?

-Учеба и труд –

рядом идут

Формирование

представлений о

Родине, ее истории.

Воспитание навыков

самообслуживания,

трудовых действий.

Воспитание

первоначальных

представлений о роли

труда в жизни людей,

уважение к труду

старших. Вызвать

стремление беречь

школу, хорошо

учиться.

Воспитание у учащихся

потребности

повседневной учебной

и трудовой

деятельности, вносить

конкретный вклад в

развитие страны

Конкурс стихов о

Родине. Путешествие

«Пешком в историю

родного края».

Проведение праздника

«День знаний». Беседа

«Всякая вещь трудом

создана». Беседа «Труд

народа Родину славит».

2.

Патриотическое

сознание:

-Моя семья

-Мир вокруг нас

Воспитание уважения к

родителям, к

родословной семьи, ее

боевым и трудовым

традициям, любви к своему дому.

Воспитание

потребности в

сохранении богатств и

природы родной земли,

традиций нашей

материальной и

духовной культуры.

Дать яркую картину

богатств родной

страны, приумножения

их трудом человека.

 

Устный журнал «Наши

мамы, наши папы, наши

старшие друзья».

Конкурс чтецов «А.С. Пушкин о красоте природы».

Урок патриотизма

( ко Дню Защитников

Отечества).

3.

Патриотическая

деятельность

Развитие детской

инициативности через

различные виды

деятельности.

Обеспечение

самостоятельных начал.

 

Игра – путешествие

«Наш город» –

путешествие по улицам,

площадям, памятным

местам родного города.

Конкурс рисунков

«Город, в котором я

живу». Уход за классной

кабинетом. Сохранность

мебели, учебников.

Конкурс рисунков «В

кругу семьи».

Коллективное

оформление альбома

«Человек и природа».

Игра – путешествие во

времена года.

2 класс

Основные направления

Задачи

Виды деятельности, формы занятий

воспитательные

учебные

1.

Патриотическое

просвещение:

- С чего начинается

Родина?

- Учеба и труд

рядом идут

Углубление

представлений

об истории Родины.

Формирование чувств

патриотизма, чувства

гордости за нашу

Родину – Россию.

Воспитание

добросовестного

выполнения трудовых

поручений. Овладение

первоначальными

навыками

общественно-полезного труда.

Формирование у

учащихся

сознательного

отношения к

приобретению знаний

Проверка состояния

рабочего места, готовность

к уроку.

Беседа «Учеба – наш

главный труд».

Смотр знаний «Кто больше

узнал – расскажи».

Классный час «Город на Волге - Волгоград».

Путешествие на машине

времени в определенный

год, или в разные годы,

эпохи, исторические

события.

2.

Патриотическое

сознание:

- Моя семья.

- Мир вокруг нас

Укрепить чувства

семейной гордости,

чести и достоинства,

чувства причастности

семьи к большим

патриотическим делам

людей.

Формирование чувства

уважения и

благодарности к

старшему поколению.

Углубление понятий о

закономерности

природных явлений.

Приобщение к истокам

отечественной

культуры.

 

Беседа « Все, что тебя

окружает, чем ты

пользуешься, создано

трудом твоих родителей».

Самостоятельно узнать о

труде родителей и

рассказать об этом в

классе.

Беседа о временах года,

сезонных явлениях

природы «Природа и мир».

Практическое занятие

«Введение в

народоведение»,

«Человек и семья в

народной культуре»

(знакомство с народно-

обрядовыми традициями).

3.

Патриотическая

деятельность

Развитие

индивидуальных

интересов и

способностей

учащихся в

патриотических видах

деятельности

 

Экскурсия по городу,

рассказ о героях, чьими

именами названы улицы.

Рисование по впечатлению

и памяти «Наш город».

Игра –путешествие по

городам

России. Нарисовать работу

своих родителей (по

представлению).

Оформление альбома

«Человек и природа».

 

3 класс

Основные направления

Задачи

Виды деятельности, формы занятий

воспитательные

учебные

1.

Патриотическое

просвещение:

- С чего начинается

Родина?

- Учеба и труд

рядом идут

Формирование у

школьников любви к

Родине, стремления

быть сильными,

мужественными;

воспитание уважения к

героическим подвигам

старших поколений.

Формирование у

учащихся качества

будущего защитника.

Активизация

самостоятельного

раздумья учащихся,

обоснование: ученье

–главный труд и

патриотический

долг школьника.

Формирование у

учащихся

потребности в

учении,

познавательных

интересах.

Проведение анкеты-

методики. Незаконченное

предложение «Любить

Родину – это…»

«Родина начинается с …»

Путешествие на машине

времени в определенный год,

в разные годы, эпохи,

истории.

Проведение анкет-методик

«Познавательная

потребность»

(установить интенсивность познавательной потребности

у учащихся).

«Познавательный интерес»

(установить характер и силу

познавательного интереса у

учащихся). Внутриклассные

семинары. Олимпиады по

математике и русскому

языку.

Конкурс сочинений

«Мир нужен всем».

Устный журнал «По

страницам любимых книг»

(по книгам: Лабодин М.П.

За оборону Ленинграда

( Дедушкины медали «За

оборонуЛенинграда»).

Алексеев С.П.

Они защищали Москву

(Дедушкины медали «За

оборону Москвы). – М.:

Малыш, 1975. Богомолов

В.М.

За оборону Сталинграда

(Дедушкины медали «За

оборону Сталинграда»). –

М.: Малыш,1980.

Воспитательное занятие

«Общение с книгой»

2.

Патриотическое

сознание:

- Моя семья.

- Мир вокруг нас

Формирование у

учащихся стремления

приобретать новые

знания о природе,

обществе; понимания

роли человека в

использовании и

преобразовании

природы.

Приобщение к истокам

отечественной

культуры.

 

Воспитательное занятие

вместе с родителями

«Судьба семьи в судьбе

страны».

Беседа «Мы – твои друзья,

природа».

«Человек и история в

народной культуре»

(исторические жанры

фольклора, былины,

народные песни, предания,

легенды). Литературная

викторина «Былины"

3.

Патриотическая

деятельность

Развитие

индивидуальных

интересов и

способностей

учащихся.

 

Познавательная экскурсия в

музей боевой и трудовой

славы.

Оформление альбома

«Человек и природа»

Оформление газеты «Судьба

семьи в судьбе страны».

 

4 класс

Основные направления

Задачи

Виды деятельности, формы занятий

воспитательные

учебные

1.

Патриотическое

просвещение:

- С чего начинается

Родина?

- Учеба и труд

рядом идут

Формирование

представлений о

понятиях

«Отечество»,

«Верность Родине»,

«героизм»

Развитие

познавательных

интересов,

способностей.

Воспитание умения

самостоятельно

добывать знания.

Проведение анкеты-

методики

«Незаконченное

предложение:

«Верность Родине -

это…»

Познавательная

экскурсия в

краеведческий музей.

Викторина «В гостях у

истории».

2.

Патриотическое

сознание:

- Моя семья.

- Мир вокруг нас

Формирование знания

об истории родного

края, России, знаний об

исторических

процессах и явлениях в

обществе.

 

Игра-путешествие во

времена года.

Воспитательное занятие

«Общение со школой».

Проведение Дня знаний.

Воспитательное занятие

«Общение с природой».

Проведение

практических занятий

«Мир вокруг нас»,

«Путешествие по карте

России» и т.д.

3.

Патриотическая

деятельность

Развитие наклонностей

к творчеству.

Обеспечение каждому

учащемуся

возможности проявить

себя.

 

Устный журнал «С Днем

рождения, Россия».

Оформление альбома

«Человек и природа».

Оформление альбома

«Труд моих родителей».

Воспитательное занятие,

оформление выставки

«Народная игрушка».

 

5 класс

Основные направления

Задачи

Виды деятельности, формы занятий

воспитательные

учебные

1.

Патриотическое

просвещение

Выявление

познавательных

интересов у учащихся,

установление уровня

развития

познавательных

возможностей и

способностей через

уроки истории,

приветствие чувства любви к Родине, знания

истории.

Формирование

понятия «Родина»,

«Отечество»,

«патриотизм»;

- раскрытие картины

жизни народа нашей

страны в различные

исторические эпохи.

Анкета-опрос «Почему

нужно знать историю

своей Родины?».

Участие детей в

познавательных акциях

«Эрудит», «Турнир юных

историков».

Час исторических

ситуаций.

Игра «Символы Родины» Конкурс «Чему учат

русские пословицы»

2.

Патриотическое

сознание.

Формирование

первоначальных

элементов

мировоззрения

учащихся.

Формирование

представлений о

связях и

взаимозависимости

явлений в природе,

обществе;

-формирование

понимания активной

роли человека в

обществе;

- формирование

понятия о чувстве

долга.

Беседа «Каким я вижу

мир».

Выпуск стенгазеты « Во

имя Отечества».

Классный час «Война в

моем доме».

Час общения «Моя

трудовая семья».

3.

Патриотическая

деятельность

Воспитание у ребенка:

любовь к жизни, к

окружающему миру, к

Родине, своему народу,

людям, себе;

воспитание стремления

к общественно-

полезной деятельности;

- воспитание члена

детского,

подросткового

движения.

Приобщение учащихся

к общечеловеческим

ценностям.

Формирование

навыков творческой

деятельности

учащихся с целью

накопления опыта

совместных дел;

- знакомство с

деятельностью

детских

общественных

патриотических

объединений

Беседа «Что такое долг

перед людьми».

Операция «Радость

людям».

Викторина «Традиции и

обычаи страны».

 

6 класс

Основные направления

Задачи

Виды деятельности, формы занятий

воспитательные

учебные

1.

Патриотическое

просвещение

Воспитание

уважения к

героическому

прошлому нашей

страны, ее

традициям, культуре.

Формирование

познавательных

интересов учащихся

об общечеловеческих

ценностях: «Родина»,

«патриот»,

«гражданственность»

Литературно-

историческая

композиция «Русская

воинская доблесть».

Конкурс стихов о

Родине.

Экскурсия «Пешком в

историю родного края».

Учебная лекция «Жизнь

замечательных людей в

нашем городе» (можно с

посещением

краеведческого музея)

2.

Патриотическое

сознание.

Приобщение  учащихся к истокам

отечественной

культуры.

Формирование понимания своей роли

как патриота, смысла

долга перед Родиной

как гражданской

обязанности;

- развитие чувства

ответственности и

сопричастности к

судьбе своего народа,

Отечества;

- обогащение

знаниями о

самобытной культуре

России, ее обычаях,

традициях,

православных

праздниках,

христианстве.

- Вечер «Судьба семьи в судьбе Родины».

- Практикум «Разговор о

жизни».

- Игра «Расскажи сказку

о Родине»

- Игра-путешествие

«История нашего края».

- Викторина «Узнай это

место».

- Цикл часов общения

«Человек и история в

народной культуре»

(исторические жанры

фольклора, былины,

исторические песни,

предания, легенды);

«Культура России».

3.

Патриотическая

деятельность

Воспитание жителя

Волжского.

Организация

взаимодействия

ребенка с городом,

способствующая

формированию его

представлений об

окружающем мире,

характера мышления,

стиля поведения,

соответствующих

цивилизованному

человеку;

- развитие у учащихся

эмоционально-

ценностных

ориентаций через

осмысление истории

культуры России,

Волжского;

- приобщение

учащихся к

проявлению реальной

жизни города.

Посещение музеев

города.

Пешеходные и

автобусные

экскурсии, маршруты

выходного дня;

- сочинение «Характер

моего города»;

- час общения «Мой

город».

Создание летописи:

- летопись родных мест;

- моя родословная;

- мои земляки в годы

Великой Отечественной

войны

 

7 класс

Основные направления

Задачи

Виды деятельности, формы занятий

воспитательные

учебные

1.

Патриотическое

просвещение

Изучение

познавательных

интересов учащихся в

процессе изучения

«Истории Отечества».

Овладение

практическими и

интеллектуальными

умениями и навыками в процессе изучения

истории;

- приобщение к самой

большой ценности

народа – его языку,

воспитание любви к

языку.

Участие в предметных

олимпиадах,

викторинах.

Практикум «Урок

мышления», «Аукцион

знаний»,

«Занимательная

грамматика».

Конкурс ораторов.

Публичная защита

проектов (история,

русский язык).

Дидактическая игра

«История слов».

2.

Патриотическое

сознание.

Воспитание идеи

Родины, чувства

причастности к ней,

личного отношения к

Родине.

Формирование

культуры

межличностных

отношений.

Мировоззренческая

подготовка личности.

Сочинение «Для чего

нужен людям мир».

Диспут «Можно ли

выбрать Родину».

Практикум «В тебе

взрослеет гражданин».

Игра «Разброс мнений»

3.

Патриотическая

деятельность

Воспитание жителя

России.

Осознание учащимися

как нравственной

ценности причастность

к судьбе Отечества, его

прошлому,

настоящему, будущему;

- сохранение

национальной

самобытности,

поддержание чувства

национальной

гордости,

национального

самосознания в

сочетании с

пониманием места и

роли своего народа и

страны в развитии

мировой культуры.

Час общения «Я люблю

свою Русь».

Беседа «Труд народа

Родину славит».

Устный журнал:

«Виват, Россия»,

«Отечество славлю…»

Праздник «День

России».

Проведение

тематических чтений по

периодам развития

Российского

государства.

Игра «Патриотический

выбор».

 

8 класс

Основные направления

задачи

Виды деятельности, формы занятий

воспитательные

учебные

1.

Патриотическое

просвещение

Развитие логического,

ассоциативного

мышления,

активизация

мыслительной

деятельности

учащихся.

Совершенствование

представлений и

понятий о

патриотизме;

- содействие

пониманию и

принятию учащимися

общечеловеческих

ценностей: Родина,

Отечество, Патриот,

Человек, Земля, Мир.

Участие в олимпиадах,

смотрах знаний по

истории Отечества.

Исторический КВН

2.

Патриотическое

сознание.

Философско-

мировоззренческая

подготовка личности.

Разъяснение

материальности мира,

основных свойств и

закономерности его

развития;

- развитие

потребности и умения

правильно

разбираться в

явлениях

общественной жизни

страны.

Интеллектуальная игра

«Знаешь ли ты?..».

Устный журнал:

«Глобальные проблемы

современности»

Сократовская беседа

«Общество. Отечество.

Я».

Деловая игра «Твои

права и обязанности,

гражданин».

3.

Патриотическая

деятельность

Воспитание человека

мира

Формирование

целостного

восприятия

окружающего мира и

человека как

неотъемлемой и

высшей ценности;

- формирование

чувства

ответственности за

решение глобальных

вопросов,

касающихся каждого

жителя земли;

- формирование

патриотического

поведения,

обеспечивающего

сохранения на Земле

человека, мира.

Участие во Всемирном

Дне Земли.

Ролевая игра «Открытая

кафедра».

Игра «Люди, милые,

примите в человечество

меня».

Организация и работа в

различных экологических

и патриотических

движениях:

«Возрождение России»,

«Школа юных

патриотов».

- Цикл практического

курса «Общество.

Отечество. Я.».

 

9 класс

Основные направления

задачи

Виды деятельности, формы занятий

воспитательные

учебные

1.

Патриотическое

просвещение

Помощь в осознании

учащимися

универсальных

общечеловеческих

ценностей: Родина,

Отечество,

Патриотизм, Человек,

Земля, Природа.

Философско-

мировоззренческая

подготовка личности.

Обогащение

знаниями,

расширение

кругозора и

познавательных

интересов учащихся.

Совершенствование

умений сравнивать,

анализировать,

обобщать факты

действительности.

Практикум

«Государство, герб,

гимн, флаг.

Практикум

«Конституция РФ».

Права человека.

Защита Отечества».

- практикум «Человек

и обыватель».

- гражданский форум

«Потеря

человечности».

Час общения: «Умом

Россию не понять».

Исторический конкурс

«Россия в датах».

2.

Патриотическое

сознание.

Формирование

истинного отношения

к Родине,

отождествление

понятий «Я» и

«Россия».

 

Конференция

«Приоткрыв страницы

истории».

Диспут «Героизм

истинный и ложный».

Проблема

противоречий».

Операция «Герои

рядом».

Встречи с

замечательными

людьми района,

города.

Брейн - ринг «Великие

полководцы».

3.

Патриотическая

деятельность

Формирование

национальной

гордости, развитие

гражданских и

патриотических

чувств школьников.

 

Операция «Семейный

альбом».

Турнир знатоков

истории Российского

Флота».

Участие в спортивных

праздниках «День

города», «День

Победы».

 

10 класс

Основные направления

Задачи

Виды деятельности, формы занятий

воспитательные

учебные

1.

Патриотическое

просвещение

Содействие

глубинному

пониманию и

принятию учащимися

общечеловеческих

ценностей. Осознание

места и роли человека

в обществе.

Философско-

мировоззренческая

подготовка личности.

Развитие у

старшеклассников

умения обнаруживать

объективные

закономерности в

частном и случайном.

Развитие умений

разбираться и

анализировать

явления

общественной жизни.

Практикум «Право и

свобода».

Практикум «Счастье и

смысл жизни».

Практикум «Детская

преступность».

Гражданский форум

«Экология Волгоградской области

вчера, сегодня, завтра»

Круглый стол

«Демократия и власть:

проблемы и решения».

Литературно-

музыкальные

композиции по

творчеству

А.Ахматовой,

М.Цветаевой,

Н.Рубцова и др.

Правовой турнир.

2.

Патриотическое

сознание.

Приобщение

учащихся к

системе культурных

ценностей

отражающих,

богатство

общечеловеческой

культуры, культуры

своего Отечества,

народа.

 

Конференция «Листая

страницы истории».

Творческий вечер «По

выставочным залам

Третьяковской

галереи».

«Суд над историей».

Час общения «Сыны и

дочери России».

Диспут по книге

«Горячий снег» (или

просмотр и

обсуждение

кинофильма).

Праздник русских

забав для учащихся

начальной школы.

Проведение экскурсий

по улицам города для

учащихся начальной

школы.

Веселые гулянья:

«Проводы русской

зимы».

3.

Патриотическая

деятельность

Формирование

потребности в высоких культурных

и духовных

ценностях и

дальнейшем

обогащении.

 

- Поисковая работа.

Работа в школьном музее.

Линейка Памяти.

Праздник улицы

(микрорайона).

Сохранение школьных

традиций.

 

11 класс

Основные направления

задачи

Виды деятельности, формы занятий

воспитательные

учебные

1.

Патриотическое

просвещение

Формирование

общечеловеческой

морали, воспитание

уважения к закону,

развитие гражданской

и социальной

ответственности,

проявляющейся в

заботе о

благополучии своей

страны, сохранении

человеческой

цивилизации.

Философско-

мировоззренческая

подготовка личности.

Формирование

умения

диалектически

мыслить, выявлять и

аргументировать

закономерности и

взаимосвязи природы

и общества.

Совершенствование

умения отстаивать и

утверждать в спорах

понятий и взглядов

гуманистической

личности.

Практикум

«Конституция РФ о

защите Отечества».

Практикум «Боевые

традиции России».

Гражданский форум:

«Военная служба.

Какая армия нам

нужна».

Литературные вечера:

«Россия Блока», «О

доблести, о подвигах, о

славе».

«Патриотическая

лирика

Маяковского»…

Литературно-

музыкальные

композиции по

творчеству С.Есенина,

В.Высоцкого.

Турниры правовых,

юридических,

экономических знаний

Часы общения:

«Свобода и долг», «Я и

мир».

2.

Патриотическое

сознание.

Формирование

устойчивых взглядов

и убеждений

правильного

понимания

гражданственности и

патриотизма.

 

Конференция «Белые

пятна истории».

Круглый стол

«Проблемы экологии».

«Суд» над атомной

энергией»

Вечер благодарности

ветеранам ВОВ.

Диспут «Называться человеком легко, быть

человеком труднее».

Диспут «Истинный

патриот. Кто он?».

3.

Патриотическая

деятельность

Развитие

самостоятельности и

творческой

активности учащихся,

реализация их

способностей,

воспитание

социально-значимой

целеустремленности.

 

Поисковая работа

«Выпускники школы,

избравшие профессию

учителя».

Линейка Памяти «В

память героям ВОВ».

Концерт для ветеранов

ВОВ.